Случайное изображение


Чехия 2008

Новости arrow История и этнография arrow Исследования arrow Женские «высокие» мокасины южных равнин на примере мокасин команчей..
Женские «высокие» мокасины южных равнин на примере мокасин команчей.. Печать
Автор Пони   
20.01.2009 г.

Мокасины команчей 1890г.

    Так называемые «High top moccasins» являются отличным показателем высокого мастерства индейских женщин в области  конструирования и шитья одежды. Стильные, элегантные  и удобные- все это можно сказать о «высоких» мокасинах  племен юга. В стиле «high top» носили мокасины команчи, кайова, южные шайены и арапахо, кайова-апачи, уичита и многие другие .

Рассмотрим «высокие»мокасины команчей- одного из самых  развитых и сильных племен южных Равнин.

Команчи мигрировали из области, находящейся к востоку от Скалистых гор и расположились на Южных равнинах в конце 17в. Их кочевая культура основывалась прежде всего на коневодстве, охоте на бизонов и военных походах .Команчи отлично приспособились на новом месте и стали одним из племен, сформировавших культуру южных равнин.

 Совершая набеги на соседние племена, они заимствовали из их культуры много полезного, что отразилось и на одежде команчей.

Кроме того, многое было взято от европейцев, особенно от испанцев.

Мокасины -  очень важная часть женского костюма. Традиционно женщины большинства племен Равнин носили  мокасины невысокие, до колен продолжались леггины. На центральных и северных Равнинах мокасины и леггины обычно не сшивались друг с другом. На южных равнинах- мокасины и леггины сшивались в единое целое и представляли собой «сапог». Многие племена, в последствии, заимствовали такую конструкцию мокасин от команчей, видоизменив ее, в соответствии со своей  культурой (форма, вышивка и т.п.).

Обувь традиционно сопутствует одежде и изменяется вместе с ней по истечении времени. «Высокие» мокасины команчей также менялись ,и поэтому выделяют несколько периодов в изменении мокасин:

 

1.Дорезервационный период и период до 1Мировой войны. Этот период представляет собой самые старые типы мокасин. Его еще называют классическим периодом.

2. Конец 19 нач.20 века. Это второй период, когда в мокасинах старого типа стали происходить изменения. Этот период вообще характерен для многих перемен в традиционной одежде индейцев Равнин.

3.1940гг и настоящее время. Это третий период, современный. Он характерен  появлением новых материалов, а также и тем, что многие индейские мастера  старого поколения умерли, а в месте с ними  умерли старые традиции, в том числе и традиции изготовления женских мокасин.


 

Мокасины команчей  1  периода                                          Мокасины команчей 2 периода


Современные мокасины команчей

 Современные мокасины команчей

 

КОЖА.

Традиционный материал мокасин-темная, прокопченная  дымом оленья кожа. Она должна быть не очень толстой, мягкой и прочной. Кожу, приготовленную для шитья мокасин, коптили некоторое время. Это делалось для получения определенного оттенка, т.к. она сама по себе бледная. Иногда кожу не коптили, а оставляли естественного цвета. На старых мокасинах это было редко- обычно коптили всегда.

 На современных костюмах для Пау Вау- популярна кожа белого цвета. И так как в индейском костюме мокасины имеют тенденцию соответствовать платью - и платье, и мокасины делаются из белой кожи. Это вошло в моду в  период 1 Мировой войны. В то время, на шоу Дикого Запада, сформировался  и использовался образ «Индейской принцессы»-в платье из  нетронутой дымом белой кожи, бисерной короной на голове и другими современными деталями костюма.

Мокасины из  белой кожи  широко распространились среди команчей  после 2 Мировой войны. Теперь это чаще всего была телячья кожа, а не оленья.

Современные индейские традиционалисты до сих пор предпочитают использовать прокопченную оленью кожу, но многие другие индейские мастера заменяют ее фабричной телячьей. Возможно, такие мокасины выглядят менее  аутентично, но они более мягкие, более прочные и, конечно же - доступные. Часто фабричная телячья кожа продается уже покрашенной в желтовато-коричневый  цвет и ее не надо коптить, что упрощает работу. Белую кожу не красят вовсе. Фабричные кожи  других оттенков не используются.

Вся фабричная кожа очень гладкая, с ровными краями и бахрома  верха леггин  из такой кожи смотрелась не очень красиво, по этому  леггины стало популярным украшать длинной скрученной бахромой из шелковой нити белого цвета (ранее бахрому скручивали из кожи). Она прекрасно сочеталась с темной кожей леггин и заменила кожаную бахрому. Такой метод Команчи стали использовать c 1940гг. Шелковую нить разделяли на две части, туго натягивали, скручивали  и закрепляли жидким прозрачным клеем. Эта бахрома имела длину 20 см. Иногда команчи вместо шелковой нити использовали волокно кактуса

Теперь же,  шелковую бахрому используют  очень часто. На современные мокасины ее пристрачивают на швейной машинке.


 

 1.Крепление скрученной шелковой бахромы.

 

2.

 

Для подошвы на мокасины шла толстая прочная кожа. Первоначально, это  была сыромятная оленья кожа, потом ее заменила фабричная коровья. До резервационного периода команчи и другие племена южных Равнин вообще широко использовали фабричную кожу - делали из нее упряжь, ремни, сумочки, чехлы для шила, ножны и т.п.  Уже 1890г. и даже  раньше , многие подошвы мокасин делали из фабричной коровьей кожи.

Сегодня, на подошвы мокасин, индейские мастера используют этот материал.

 

ПОКРАСКА КОЖИ.

Команчи, чейены, арапахо, кайова, кайова-апачи, уичита, тонкава окрашивали свои мокасины в различные цвета.  Изучая старые, уже выцветшие мокасины, можно обнаружить в трещинах и швах следы пигмента. Индейцы этого региона использовали определенные цвета при покраске кожи. Было, однако, племенное предпочтение, относительно того или иного цвета  и площади окрашивания.

Желтовато-коричневый- самый распространенный цвет мокасин команчей. Этот цвет придает копчение кожи дымом.

Различные оттенки - от золотистого до темно-коричневого,  достигались в зависимости от способа и долготы копчения, а так же от вида горящей древесины. Позже, желтоватый пигмент команчи покупали в торговых постах Оклахомы. Сейчас такие пигменты продаются в Анадарко, шт. Оклахома и стоят примерно 50 центов за коробочку. Индейские  современные мастера в основном пользуются этой краской, но используют и другие. Сухие красители втирают в кожу, растворимую краску разводят водой и наносят с помощью кисти тонким слоем.

  Сине-зеленый цвет-второй цвет после желтовато-коричневого по применению. Его часто использовали кайова. Цвет получали, соскабливая с окислившейся меди ярь-медянку. Позже этот  пигмент - покупали у торговцев.

Команчи использовали сине-зеленый оттенок  при покраске откидного клапана или передней части мокасина,  или только верхней части, кайова и уичита- красили им мокасины полностью. Также его  широко применяли  и при покраске мужских мокасин и рубах.

Откидные клапана на мокасинах команчей, кайова, южных чейенов также могли быть красного цвета, а арапахо нередко красили им мокасины полностью. Вариантов покраски мокасин было много- иногда красили только голенища , иногда только клапан, иногда весь мокасин, иногда только мыс мокасина и.т.д. Бывало, что комбинировали 2 цвета, например- желтый и зеленый, красный и зеленый, рисовали полосы на  леггинах, подкрашивали свисающую с краев бахрому.

 

 

                  1,  2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3


4.


5.

 

6.

 7.

Примеры покраски кожи мокасин- команчей (1,2,3), кайова(4), арапахо(5), чейенов(6), уичита (7).

 

БИСЕР И БИСЕРНАЯ ВЫШИВКА,

В конце 19 в. на Равнинах искусство бисерной вышивки достигло своего пика. Очень много работ было написано по этой теме, но, к сожалению, очень мало из них было посвящено бисерной вышивке южных Равнин. Она имеет свои особенности и отличается от северной цветами, рисунком, стилем, размещение на одежде, типами используемого бисера.

На старых мокасинах команчей использовался бисер очень маленького размера (4/0 и 5/0), по сравнению с бисером, используемым сегодня. Это был мелкий венецианский бисер. Его покупали у торговцев и часто  использовали вторично - отпарывали от старых мокасин и пришивали на новые. Позже, венецианский бисер заменил чешский. Он немного большего размера (№12/0 и №13/0) и широко используется в наши дни. Надо сказать, что вышивка мелким бисером смотрится лучше и такие мокасины выглядят более аутентично.

Большинство вышивки на мокасинах южных Равнин было сделано на белом фоне. Особенно, белый фон часто использовался на покрашенных или прокопченных мокасинах. Но использовали также и синий, бирюзовый, фиолетовый фоны. Южные племена  очень любили контрастную вышивку.

И бисер для вышивки был яркий  - красный, белый, различные оттенки синего, зеленый, розовый, желтый, бирюзовый, сиреневый. Бледные и нежные тона бисера индейцы южных Равнин не использовали. Черный цвет использовали редко и в очень маленьких количествах, часто в место него использовали темно-синий, но иногда даже черный  использовался как основной цвет.

Очень частые сочетания  цветов бисера на мокасинах команчей - красный/зеленый на белом фоне, красный/синий на белом фоне, черный/желтый на белом фоне, бирюзовый/голубой/синий на белом фоне, розовый/красный/бирюзовый на белом или голубом фоне, красный/белый/синий на фиолетовом фоне, розовый/голубой на темно-синем фоне, белый/темно-синий на красном фоне.

Сегодня, индейцы Оклахомы используют различные цвета и размеры бисера. Вышивка тоже изменилась и многие уже не придерживаются старых традиций.

Самое распространенное изображение вышивки на старых и современных мокасинах команчей- это два или 6 треугольников, соединяющихся друг с другом. Треугольники располагались в различных вариациях. Такой же орнамент использовали и кайова, только с немногими изменениями. Были и другие орнаменты, состоящие в основном из сочетания простых геометрических фигур и полос.

Мокасины команчей  мало украшены вышивкой. Она располагалась в одном ряду (по 6-10 бисеринок) вокруг лодыжки, на откидной «створке» леггин  по периметру и иногда сзади, над пяткой, закрывая шов.

Способ вышивки- ленивый стежок. На южных равнинах вышивка плотнее прилегала к коже и мастерицы старались сделать ее более «плоской» и плотной. Некоторые старый мокасины(а также сумочки, детали платьев) команчей украшались бисерной вышивкой в стежке «тыквы» или известным многим «пейотском» стежке. Такая вышивка напоминает скорее бисероплетение на станке и используется при оплетении цилиндрических предметов, но команчи часто использовали  «пейотский» стежок на плоскости. На мокасинах вышивка в «пейотском» стиле расположена  по периметру «створки»(клапана).

Очень часто торец откидного клапана , верхний и нижний край голенища также украшены бисером . Здесь обычно чередуется белый и синий цвета. Такое украшение краев использовали многие южные племена.

 Иногда, при декорировании  верха мокасин  использовали и маленькие серебряные бусинки. Их пришивали рядом с серебряными бляхами. Такие бусинки были размером чуть больше стандартного чешского бисера и смотрелись очень красиво. На современных мокасинах их используют редко либо заменяют  посеребренным стеклянным бисером.

 

 

Типы рисунков вышивки на  мокасинах команчей:

 

Примеры бисерной вышивки  высоких мокасин индейцев южных равнин:

 

1.Команчи

2.Кайова

                                                                  

 

3.Кайова,чейены

 

4.Чейены

 

5.Арапахо

авнинах мокасины и леггины не сшивались друг с другом

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ.

Старые мокасины команчей обычно украшались  круглыми бляхами, сделанными  из мельхиора. Бляхи крепились к откидному клапану на верхе мокасина. Они были либо гладкими, либо с орнаментом.  На обратной стороне блях припаяны твердые петли(за них бляхи крепились к мокасину) . Бляхи были разных размеров и располагались на леггинах  от 1 до 3 рядов, в зависимости от размера. Иногда большие бляхи комбинировали с маленькими. Часто бляхи изготавливали из серебряных монет. Монеты шлифовались с одной стороны, им придавалась выпуклая форма. На обратной же стороне сохранялась штамповка монеты, можно было даже разглядеть ее достоинство. Команчи любили использовать для этого мексиканское серебро. Монеты из мексиканского  серебра были более мягкими, чем американские.  Часто бляхи из монет, в последствии снимали со старых, изношенных мокасин и прикрепляли на новые.

Но не всегда индейцы южных Равнин использовали серебряные монеты для изготовления блях. Навахо, например, сами изготавливали  бляхи из слитков серебра.

Индейцы  так же сами изготавливали  бляхи из меди или латуни. Для этого делали специальные  полукруглые формы из дерева, накрывали форму сверху медной пластиной и осторожно ударяли закругленным молотком по пластине, чтобы металл вдавился в форму.

 Позже, белые торговцы  стали поставлять бляхи, которые выглядели , безусловно, лучше. Они были идеально ровными и индейцы не могли  достичь  того же результата, используя свои примитивные инструменты- зубило и напильник.

Теперь, вместо серебряных и медных  блях ручной работы широко применяют фабричные бляхи разных размеров из латуни. Используют также  мельхиор, который смотрится очень эффектно.

Варианты крепления металлических блях.

 

 

КОНСТРУКЦИЯ.

В первую очередь выкраивали  подошву для мокасина. Она не отличается от подошвы мокасин, которых шили другие племена Равнин.

Для начала надо сделать выкройку из бумаги- обвести  стопу по контуру -получается подошва нужного размера. На рисунке видно, что подошвы разных племен имеют небольшие отличия по форме.

  А)Подлшва кайова

  В),С) Подошва команчей,

  D)Подошва чейенов

 

 Потом такая выкройка накладывается на толстую кожу и вырезается.

Затем делается выкройка верха мокасина. Она также не отличается от выкройки верха мокасин  других степных племен. Единственное отличие- в вырезе вокруг лодыжки. Крестообразный вырез при изготовлении высоких мокасин не применялся, т.к. учитывалось, что будет пришиваться голенище,  вырез делался меньше(см. рисунок)

1).Вырез для высокого мокасина,

2) Вырез для обычного мокасина

 

Верх мокасина должен лежать плотно на ноге, не собираться в складки, по этому выкройку нужно делать очень внимательно.

Верх мокасина пришивали к подошве, от мыска- к пятке, с начала с одной стороны, потом с другой. Шов на пятке зашивается после того, как мокасины выворачивали наизнанку. Чтобы легче вывернуть мокасины- их нужно намочить. Когда мокасин высохнет- сшивается пятка и бисерной вышивкой закрывают этот шов.

   Следующий шаг- выкраивание и закрепление леггин. Леггины слегка расширяются к верху, повторяя форму ноги.(см.рисунок)

Они достаточно длинные и узкие, плотно сидят на ноге, и напоминают кожаный чулок. Верхние края леггин, которые украшались бахромой, всегда отворачивались наружу.

Один край леггина, который формирует клапан, должен выступать примерно 6-7 см. Иногда клапан  пришивали отдельно к леггину. Но это делалось редко. Для удобства, свободная часть клапана привязывалась к голенищу завязками - мокасин сидел более плотно на ноге.

Конструкция высокого мокасина.

 

 

Шов леггина – находится строго по середине, его закрывает клапан. Шов должен быть плоским, что бы не натирать ногу. Он, как правило, не доходит до колена. Верхние края голенищ на мокасинах команчей часто не сшивались.

Что бы леггины не сползали – над клапаном крепили длинные шнурки, которые обматывали ногу вокруг, под коленом. Такие же шнурки были и внизу мокасина.

Раньше мокасины сшивались сухожилиями, теперь используют прочные капроновые нитки.

Почти всегда все швы на леггинах  закрыты вышивкой либо металлическими бляхами.

 


 

 

 МОКАСИНЫ ДРУГИХ  ПЛЕМЕН ЮЖНЫХ РАВНИН

Кайова и кайова-апачи.

Мокасины и другая одежда этих племен больше всех походили на вещи и мокасины команчей. Команчи и кайова были связаны между собой в течении долгого времени и их материальная культура очень похожа. Основное различие в вещах и мокасинах команчей и кайова - вышивка бисером. Высокие мокасины кайова украшены вышивкой по периметру шва, соединяющего мокасин с подошвой, на мыске мокасин кайова всегда присутствует бисерный цветок или розетка. Также мокасины кайова не имели длинной скрученной шелковой бахромы, которую  использовали команчи.

Кайова часто красили  мокасины полностью в синий или зеленый цвет, команчи же красили такими цветами  только откидной клапан или носок мокасина. Вышивка бисером кайова очень похожа на бисерную вышивку команчей, но кайова  использовали больше ярких и контрастных цветов и причудливых узоров.

Южные чейены  и арапахо.

Вещи южных  чейенов и южных арапахо имеют много общего. Отличие их мокасин от мокасин команчей весьма примечательно. Мокасины этих племен богато украшены бисерной вышивкой- полностью расшитый мыс мокасин, широкая бисерная полоса со сложным узором внизу(место соединения мокасина и голенища)  и на шве голенища.

Леггины чейенов и арапахо немного короче леггин команчей и обычно не имеют длинной скрученной бахромы. Южные чейены и арапахо редко красили свои мокасины в синий и зеленый цвета. Их основным украшением была превосходная вышивка.

Другие племена

Многие другие кочевые  племена южных равнин, находясь под влиянием команчей и кайова, использовали ту же технику шитья мокасин. Обувь уичита, тонкава и липан  походила на обувь кайова и команчей.

Существовали  и исключения когда, например, мокасины команчей были сделаны как мокасины кайова, а мокасины  южных чейенов походили на мокасины команчей. Но  вместе, эти племена создали своеобразные  женские мокасины с высоким верхом - удобные, практичные и вместе с тем - очень красивые.


  При написании материала  использовалась статья

  Денниса Эванса «Мокасины южных равнин»,

журнал «American Indian tradition»

 

Последнее обновление ( 02.03.2009 г. )
 

Комментарии 

 
+4 # Ольга Гач 2009-01-21 08:45 Здорово! Очень интересно! Спасибо Цитировать
 
 
+5 # Wolfwoman 2009-01-21 10:50 Класс!! Огромное спасибо Настя! Нам это очень поможет ))) Цитировать
 
 
+5 # Wampum 2009-01-21 11:16 Спасибо, Настя!
Очень познавательно!
Цитировать
 
 
+4 # OlgaPak 2009-01-21 18:19 Рекомендую как специалиста по команчам и южному стилю вообще. Спасибо, Настя! Цитировать
 
 
+2 # Пони 2009-01-21 22:09 Большое всем спасибо за отзывы!!!:))))
А это уже слишком: "специалист по команчам и южному стилю вообще.."
Цитировать
 
 
+3 # OlgaPak 2009-01-21 22:23 Не скромничайте, пишите нам всё, что знаете интересного)) Цитировать
 
 
+3 # Мария Борисова 2009-01-28 11:16 Леггины "отстой"! Даёшь высокие мокасины))))))) ))))))))))))))) )) Спасибо,Настя! Цитировать
 
 
+1 # Пони 2009-01-28 21:09 Спасибо вам всем огромное !!!!:))))))) Цитировать
 
 
+2 # Wampum 2009-01-29 14:14 Теперь понятно, почему кайовские женщины обижаются когда их называют "Синий чулоК" Цитировать
 
 
+1 # Пони 2009-01-30 01:48 :)))) Цитировать
 
 
# Black Wolf 2009-01-31 23:28 Прекрасная статья! )))
Только одно замечание - все-таки шайены, а не чейены… ;-)
Цитировать
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »

Авторизация

Copyright © 2018 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional