Случайное изображение


Пау Вау 2013

Рисунки на щитах. Печать
Автор Filin   
21.01.2009 г.

ANTHROPOLOGICAL PAPERS of the AMERICAN MUSEUM of NATURAL HISTORY. Vol. 1, Part 2.

SOME PROTECTIVE DESIGNS of the DAKOTA. by Clark Wissler. New York: Published by Order of the Trustees. February, 1907.

РИСУНКИ НА ЩИТАХ. (рр.22-31. Перевод Б. Бобра, 1985 год)

Круглый щит был распространён на большой части Северной Америки. Видной частью вооружения мексиканских воинов была «круглая, маленькая «мишень», носимая воинами на левой руке и изготовленная из плетёного тростника с вплетённым вдвойне хлопчатником, покрытая с наружной стороны позолоченными досками и перьями, и такая крепкая, что только выстрел из тяжёлого арбалета мог пробить её», но «просто служащие украшением щиты (были и такие) употреблялись и носились воинами и вождями только на празднествах» ( Bandelier, Reports of the Peabody Museum, Vol.2, pp.108-109)

 

По сообщению того же автора, в доколумбовские времена некоторые индейцы Pueblo использовали толстый круг бизоньей шкуры как щит. На Равнинах, от Rio Grande до Saskatchewan, круглый щит из бизоньей шкуры был, до вымирания бизонов, частью регалии каждого воина. Эти щиты, обычно, носили символические рисунки. Во многих случаях рисунки рисовались на самой сыромятной коже и защищались замшевой покрышкой, в то время как в других случаях рисунки были нарисованы на покрышке. Фактически, не щиты были обнаружены в руках выживших Dakota, но в общественных и религиозных церемониях часто употреблялись модели или покрышки щитов из замши или ткани, на которых были нарисованы рисунки, ранее применявшиеся на щитах. Для успешного исследования автор обеспечил такие модели щитов с объяснениями рисунков и с другими щит-знаниями, полученными от людей, когда-то владевших щитами из бизоньей шкуры.

 

Когда враги Dakota были вооружены традиционным оружием, то щит, сам по себе, имел некоторую ценность, т. к. немногие стрелы могли пробить его и он был достаточно крепким для отражения удара палицы и топора, но даже в те времена рисунки и medicine-вещи, привязанные к щиту, рассматривались как более важные, чем механические свойства самого щита. Эта сила давалась рисунком, в котором владелец щита видел защиту. Конечно, с введением огнестрельного оружия щиты перестали иметь реальную защитную ценность, но их рисунки всё ещё рассматривались как способные предоставить защиту от зла. Согласно утверждениям некоторых старых людей, которые всё ещё верили в защитные рисунки, древний щит проявлял свою силу на разум врагов, заставляя их стрелять в щит охотнее, чем в незащищённые части тела его носителя. Но когда огнестрельное оружие было введено, опыт показал, что щит не долго был подходящим предметом в битве, т. к. одинаково привлекал к себе и стрелы и пули, и в последнем случае с роковым результатом. Из этого они сделали вывод, что ружьё представляет мистическую силу, превосходящую силу защитного рисунка щита, но что последний был всё ещё эффективен, кроме этого случая.

 

Это объяснение интересно, т. к. эти люди поняли мысль, что щит, по сути видный предмет, привлечёт к себе внимание и, т.о., станет целью для врага, но они спутали это психологическое объяснение замеченных фактов с мистическим представлением того, что магическая сила рисунка на щите была причиной и силой, что она притягивала и удерживала внимание врага. Вдобавок, введение огнестрельного оружия не предало забвению щит, рисунки со щитов до сих пор заботливо хранились старыми людьми, т.к. они представляют вид индивидуального тотема или защитной силы.

 

Следующие описания рисунков на щитах даются с пояснениями их владельцев.

 

Покрышка щита украшена перьями, несущими знак употребления его вождём в церемониях и, как он говорил, была копией щита, носимого им в молодости. Он показан на Plate V.

 

 

Чёрная полоса на верху щита имеет форму новой луны, которую и представляет. В центре щита хорошо выполненный рисунок индейца-всадника. Лошадь синяя (голубая), с зигзагообразными чёрными линиями на ногах. Синий (голубой) цвет лошади показывает её связь с громом, или силы неба. Фон щита жёлтый, но нижняя часть зелёная (поверх жёлтого).Симметрично расположенные вокруг фигуры всадника четыре круга пурпурного цвета представляющие необыкновенное явление, наблюдаемое на небе, которые или представляют каждый ореол солнца, или явление, которое известно под названием «солнце-собаки» .Из пояснения владельца щита явствует, что эти четыре круга ассоциируются в его понимании с medicine-обручем. Он заявил, что этот рисунок в целом был изображением того, что он видел во сне, что луна с её тёмным цветом представляет ночь, т.к. это было время, когда он познал это, и что во сне он увидел лошадь и всадника на небе, окружённых четырьмя круглыми предметами, как и показано на щите. Это следует из его объяснения, что ассоциация колец с medicine-обручем была его личной интерпретацией значения его видения. Во сне он мог видеть щит, связанный с этими предметами, такими, какие они в реальности, но в рисунке они изображены в соответствии с традициями его племени.

 

Другая покрышка щита (Fig.1) носит рисунок птицы, представляющий владельца (носителя) скопы (osprey)? Одна половина фона этого щита жёлтая , другая половина светло-зелёная. (В рисунках цвета обозначаются след. образом: красный - горизонтальные полоски, жёлтый – вертикальные, зелёный – налево наклонные полоски, синий (голубой) – направо наклонные полоски. Чёрный и белый имеют их принятые свойства. Рисунки сделаны Miss. R.B. Howe.) Эти два цвета представляют небо при восходе солнца, жёлтое внизу и зелёное над ним – тёмное небо. Четыре симметрично расположенные звезды: чёрная для ночи, жёлтая для рассвета, синяя (голубая) для утра, красная для дня. Другими словами, они представляют полный цикл. Рисунок птицы имеет некоторые интересные детали. Молнии представляют силу, распространяющую смерть, дарованную владельцу такого рисунка на щите в видении. Красные полоски на груди птицы , представляющие национальную эмблему США, определялись владельцем как сила, причиняющая смерть в состязании с солдатами. Странное изображение на хвосте птицы представляет дополнительный случай и было нанесено на щит около 1867 года, после удачного боя с войсками США, в котором участвовал владелец щита. По его мнению, рисунок на хвосте птицы условный символ паутины, но её употребление здесь представляет случай, предшествовавший тому бою. Как-то раз, военный отряд продвигался вперёд, и они увидели странное явление на небе, формой похожее на этот рисунок. Увидя это, военный отряд остановился. Объяснение, данное на это владельцем, было таково, что это появление сверхъестественной силы, которая сообщалась им и должна обернуть их врагов в замешательство. В течение смятения, в которое впали воины отряда, звёзды быстро двигались через небо и молнии сверкали во всех направлениях. Это представлено четырьмя углами рисунка. На верху щита сплетённая sweet-grass и маленький мешочек с лекарствами, заколдовывающего значения. Перед тем как идти в битву, немного sweet-grass сжигалось и пелись ритуальные песни, относящиеся к щиту. Сделав это, щит был готов к защите своего хозяина от врагов. Восемь перьев, попарно, прикреплены к щиту и их стержни покрашены соответственно части фона, к которому они прикреплены.

 

 

 

Здесь есть одна интересная особенность, связанная с рисунком на щите, что некоторые старые люди неодобрительно относились к владельцу, разместившему рисунок паутины на хвосте птицы, т.к. это было смешивание сверхъестественных проявлений. Инцидент, связанный с этим рисунком, рассматривался ими как наиболее необычайный и как имеющий особое достоинство и отдельное изображение. Согласно принятым способам интерпретации, этот случай был изображён на новом щите.

 

  Предмет, показанный на Plate VI, не является покрышкой щита, но, тем не менее, упоминался как щит, рисунок на нём является старым рисунком со щита. Этот предмет – накидка (сделана из х/б ткани), носилась вокруг плеч так, что рисунок находился на спине носящего её. Здесь изображена радуга, птица грома (она была скопирована с национальной эмблемы США), новая и полная луна, и звёзды. Можно отметить, что звёзды в этом случае четырёх – конечные, похожие на рисунок паутины и они рассматривались индейцами как пример старого, первоначального изображения их.

 

 

 

Так как громадное количество индейцев, владевших прежде щитами, теперь не владеют покрышками щитов, автор обеспечил рисунки, сделанные им с их прежних щитов. Такой эскиз воспроизведён в общих чертах на Fig.2. В центре рисунок паутины, красный. Фон щита синий (голубой), представляющий небо. Сверху и снизу жёлтые круги, представляющие облака и небо. Красная молния соединяет жёлтые облака с четырьмя углами рисунка паутины. В заключение, относительно этой интерпретации, информант сказал: «Паук друг грома».

 

 

Ниже описывается случай, в котором владелец обеспечил себе рисунок на щит, Fig. 3. Однажды военный отряд, в котором он был, вышел на тропу войны и старый человек предсказал ему, что он будет убит в первом бою. Перед тем, как идти с отрядом, он пошёл к старому medicine – man за помощью и этот человек сделал ему щит с рисунком, описанным ниже. Птица представляет ястреба, летящего с неба, защищённого громом от града, летящего вокруг него и символизирует способ, в котором владелец щита пройдёт невредимым сквозь град свинца от врагов. Четыре пары ястребиных перьев расположены симметрично по окружности щита.

 

   

 

 

Fig.4. На рисунке на щите мы видим большое круглое пространство в центре, нарисованное жёлтым и частично окружённое красным. Вокруг жёлтой окружности чёрные точки, представляющие пучки коротких перьев ворона. На оригинале щита, по верху, была привязана шкурка ласки, изображённая на рисунке пиктографией этого животного. Четыре пары перьев расположены симметрично на окружности рисунка.

 

 

 

Рисунок, представленный на Fig. 5, до некоторой степени поразителен, т.к. изображение паука расположено в центре щита и окружено красным кругом, от которого многочисленные красные линии расходятся лучами к окружности рисунка. Эти красные линии изображают паутину паука. Один конец шнурка привязан ко рту паука, на другом конце – пух орла, покрашенный жёлтым. Вокруг периметра рисунка есть волнистая синяя (голубая) линия, представляющая воду. Владелец этого рисунка получил такой щит когда был юношей и заявил, что он никогда не понимал, почему medicine – man, сделавший щит для него, расположил синюю (голубую) линию вокруг его и почему он не объяснил её значение.

 

 

   

 

 Рисунок, представленный на Fig. 6, был увиден во сне самим владельцем и в этом сне он был одарен щитом, носящим рисунок, сходный с этим эскизом. Так как он был почти слепой, эскиз очень грубый. В нём снова появляется птица грома, звёзды, жёлтые облака, красные и синие (голубые) молнии, новая луна и медведь. Похоже, что кривая двойная линия у дна представляет и луну и молнию, первая цветом, другая формой. Другая интересная деталь в этом рисунке – изображение орлиного пера на голове медведя. Это общепринятый способ изображения сверхъестественности медведя, как отличия от настоящего медведя. Владелец этого рисунка а щите утверждал, что всегда, что бы он не делал и сколько бы лет не носил и хранил этот рисунок, он чувствовал это как вид магического присутствия, парящего вокруг него, защищая его от вреда. Он заявил далее, что когда он знал, что другие люди употребляют символы, представленные в его рисунке на щите, как знаки особой силы, сам он так не считал, в видении он не видел ничего больше, кроме щита, носящего эти рисунки и не получал инструкции или информации об их значении. Сила рисунков, защищающая его, находится в особенном сверхъестественном присутствии, которое он всегда чувствовал.

 

  Fig.7. Рисунок на щите изображает громовой шторм. Наверху голубые (синие) облака. Под ними падающий дождь, изображённый короткими беспорядочными линиями, и зигзагообразные линии грома и молний, простирающиеся вниз облаков на чистое небо. Этот щит создан таким же образом, Как и предыдущий. Таким, как он был увиден в видении.

 

 

 

Plate VII – репродукция модели щита, сделанного из сморщенной кожи бизона и покрытого оленьей кожей. Он был приобретён Dr. J.R.Walker. Рисунок, в некоторой степени, похож на предшествующий. Верхняя часть покрашена синим (голубым) и изображает облака, нижняя часть зелёно – голубая и представляет небо. На облаках нарисована лошадь, символизирующая лошадь из видения (вероятно, лошадь грома). Гром, или сила, изображены красными зигзагообразными линиями, идущими вниз от облаков. Орлиное перо и двенадцать ястребиных перьев прикреплены к маленькому замшевому мешочку medicine, привязанному к щиту способом, как их привязывают к гриве коня. Окружность щита украшена маленькими перьями и четырьмя парами перьев орла, симметрично прикреплёнными по окружности.

   

На Fig. 8 щит, похожий на предыдущий, представляющий видение, в котором сновидец был, по – видимому, поддержан конём грома в состязании с мифической черепахой. Маленький мешочек medicine и подвески из орлиного пуха прикреплены к щиту, как в предыдущем случае. Перья так же расположены в четырёх парах. Этот образец был приобретён Dr.J.R.Walker.

 

   

В музейной коллекции индейцев Sauk и Fox, сделанной Dr. William Jones, есть щит, захваченный у Sioux, во время восстания в 1866 году, индейцами Fox, бывшими на службе у правительства США.


 

Рисунок был нарисован на сыромятной коже, но теперь почти стёрся. На Fig. 9 схематическая реконструкция. Автор видел старый, из бизоньей шкуры, щит во владении Assiniboine, в Fort Belknap, Montana. Рисунок был нарисован на бизоньей коже и был похож на тот, что на Fig. 9. Он так же получен от Dakota, некоторое кол – во рисунков изображают военные подвиги. Из двадцати щитов, изображающих этот рисунок, четырнадцать имеют простой круглый рисунок, как показано на Fig. 9. Это предполагает, что старейший тип украшения щита был таким простым круглым рисунком. Эту идею поддерживают большое кол – во старых людей, которые были компетентны в этом вопросе. Конечно, здесь нет оснований считать, почему образ птицы грома, такой общепринятый на современных рисунках на щите, не употреблялся в древние времена, и автор хотел бы знать такое выражение, как и мнение, основывающееся на косвенном доказательстве.

   

    Круглые рисунки часто представляли солнце, другие небесные тела, или небо, что предполагает, что прежде щит, как целое, мог рассматриваться как символ солнца. Уцелевшие носители щитов не имеют действительных знаний какой – либо связи между формой щита и солнцем, но обычно выражают своё мнение, что он представляет солнце, и что перья изображают солнечные лучи. Из этого можно предположить, что орлиные перья иногда прикреплялись полукругом, изображая лучи солнца, и что, кроме того, лучи солнца иногда упоминались как перья.

 

     Рисунки на щиты могут создаваться только во снах и видениях и рисуются человеком опытным в этом деле, который молится и поёт во время работы, что бы дать щиту силу. Но обычно из одного сна можно было сделать четыре щита: изготовление большего кол-ва было кощунством. Среди Blackfoot, щит часто сопровождался ритуалом, состоящим из молитв и песен, и они обладали несколькими щитами из-за такого ритуала, и они отличались от других как «medicine – щиты». Кажется, было похожее обстоятельство и среди Dakota. Medicine – щиты вывешивались снаружи типии, на треножнике, и в течение дня их поворачивали время от времени так, чтобы держать их лицом к солнцу. Это соблюдалось некоторым кол-вом племён Равнин. Однако, среди Dakota треножник часто заменялся одним шестом.

 

 Перевод Большого Бобра, 1985 год.

Последнее обновление ( 22.01.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Допускаются комментарии только по теме обсуждаемого предмета. Остальные комментарии будут безжалостно удаляться.

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Авторизация

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Copyright © 2017 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional