Случайное изображение


12th Moscow Winter Powwow

Новости arrow Публицистика arrow Индейцы arrow Человеческие ценности общества на примере ассинибойнов и канадцев.
Человеческие ценности общества на примере ассинибойнов и канадцев. Печать
Автор EvilEye   
24.01.2010 г.
Это не перевод и не научная статья. Это мысли вслух по важным вопросам жизни, как мне кажется. Крик в защиту мужчин, которых становится всё меньше. И вызов политкорректности. А также признание в уважении и любви женщинам и детям.
Единственный используемый здесь переводной материал – это 17 пунктов, перечисляющие в порядке убывания значение и ценность различных социальных групп ассинибойнского общества 1850-х годов. Материал взят из книги  Е.Т. Денига, который изучал это племя, будучи в то время и в том месте, и имевший жену из этого племени.

Сравнительным же материалом с ассинибойнами 19 века послужат современные канадцы. И вот почему.

При всех несомненных плюсах и положительных моментах жизни канадцев, я бы в первую очередь отметил некий крен в их общественных мозгах в сторону толерантности, политкорректности, феминизма и прочих новых «ценностей». Конечно, во всём западном обществе наблюдается тенденция к крушению европейско-христианских моральных устоев. Меняется образ жизни, роль и значимость мужчины и женщины, остро встают национальные и религиозные вопросы, укрепляется демократия, исчезают и появляются какие-то профессии, меняется экология, улучшается медицина и т.д. Перемены жизни влекут за собой и перемены менталитета и моральных критериев. Всё это демонстрируют страны Евросоюза и обеих Америк. Однако, Канада, стоит несколько особняком. По крайней мере, в моём восприятии. Во-первых, это страна одна из немногих, где ведётся открытая иммиграционная политика. Там живёт много русских. Страна, официально всё еще подчиняющаяся королеве Великобритании. Страна, в которой я хоть и не долго, но всё ж бывал. И, в конце концов – там живут индейцы. В том числе ассинибойны. Эта страна имеет, конечно, и свои особенности, скажем так, социальной иерархии. Конечно, это лишь разновидность процессов, происходящих в западном мире.

Один момент, характеризующий канадское общество мне показался весьма странным и даже забавным. Несколько лет назад я прочитал в прессе, что в Канаде после долгой борьбы женщины наконец-таки выбили себе право появляться в общественных местах обнажёнными по пояс.

Остальную информацию, послужившую стимулом к написанию этих строк о канадцах, я получил напрямую из уст канадца советского происхождения, уже достаточно адаптировавшегося в том обществе, но ещё не достаточно готового к безоговорочному принятию нынешних канадских демократических ценностей.

Пару месяцев назад в Москву из Торонто ненадолго приезжал мой давнишний друг и бывший коллега Александр Ткаченко, известный также под прозвищами Крымский и Волчкевич, а с недавних пор и как Алекс-Андерстэнд (в Канаде). Он уже более пяти лет живет за океаном, привык к той жизни и почти идеально освоил английский язык. И, конечно, сделал какие-то выводы из канадской жизни благодаря острому глазу, природному уму и наблюдательности. И было очень интересно услышать его впечатления от канадского общества и «их нравов». 

Вот как строится современная демократическая канадская социальная лестница по убывающей, т.е. сверху вниз:

1. Геи и лесбиянки
2. Животные
3. Инвалиды и пенсионеры
4. Дети
5. Женщины
6. Мужчины

Таким образом, самый социально защищённый, почётный и пользующийся максимумом привилегий слой канадского общества – это сексуальные меньшинства, а в самом низу мужчины в расцвете сил – «сильный пол», рабочие и фермеры, фабриканты и банкиры, защитники отечества, ковбои, наконец. Ну, действительно, разве можно сравнить по ценности и социальной важности представителя нетрадиционной ориентации, раздетую по пояс пенсионерку, кота или хомяка с одной стороны, с каким-то ковбоем, шахтёром или полковником с другой?...

Теперь взглянем на подобную шкалу ценностей по-ассинбойнски:

1. Главный вождь
2. Другие вожди
3. Вождь Солдат
4. Кравчий палатки Солдат
5. Солдаты
6. Пожилые мужчины
7. Глашатай 
8. Хозяин Загона
9. Воины и охотники
10 .Лидеры военных отрядов
11. Знахари и шаманы
12. Очень старые мужчины
13. Молодые женщины
14. Старые женщины
15. Женщины средних лет
16. Мальчики и девочки
17. Маленькие дети

Если же первые 12 пунктов, где подробно перечисляются мужские должности и статусы объединить в одну графу – просто «мужчины», следующие три – «женщины», и оставшиеся два – «дети», мы получим следующее:

1. Мужчины
2. Женщины
3. Дети

Удивительно, не правда ли? Мы получили, в общем-то, обычный до недавнего времени список – именно в такой последовательности испокон веков и располагались участники человеческих сообществ по всему свету. Мужчины наверху не потому что им так захотелось – просто так устроен мир – они несут огромную ответственность за выживание рода. Ему – мужчине - надо быть добытчиком и защитником, мудрецом и судьёй, принимать решения, первым принимать на себя удар, и первым умирать.

Опять приведу в качестве примера цифры по индейскому обществу. Бледнолицые рассчитывали численность индейского лагеря следующим образом – на одного воина, т.е. взрослого дееспособного мужчину приходилось 5  прочих  членов семьи (женщины, дети, старики). Т.е. если лагерь из двадцати палаток мог выставить 20 воинов, то оставшееся население составляло 100 человек.

Теперь понятно, почему мужчины в индейском списке на первом месте. Что касается женщины, то её ответственность и роль в семейных делах, а также мастерство в изготовлении знаменитой «индейской одежды» - по которой мы и судим об индейской материальной культуре - высоко ценилась в индейском обществе. Девушка на выданье, скромная и мастеровитая имела статус богини. И мужчине стоило огромных трудов заполучить такую в жёны.

Детей очень любили, их сильно баловали до определённого возраста и никогда не били.

Это я к тому, что при индейской иерархии ни одна из социальных групп не была ущемлена в правах и не испытывала на себе презрения остальных. Всё было гармонично и сообразно действующей модели жизни.

А теперь сравним этот «индейский» список с современным канадским.

Первым делом бросается в глаза отсутствие у индейцев таких пунктов как:

1. Геи и лесбиянки
2. Животные

То есть подобные категории индейцы не сочли нужным включить в список людских ресурсов их сообщества.

Если же пункт «Инвалиды и пенсионеры»  условно приравнять к ассинибойнским «пожилым мужчинам, очень старым мужчинам и пожилым женщинам», то получаем те же три основных составляющих пункта  современного канадского общества:

1. Дети
2. Женщины
3. Мужчины

Как видим, получилась другая последовательность. Эдакое кривое зеркало. Интересно, современные канадские ассинибойны живут по какому из этих принципов – по своему традиционному или по новому политкорректному? Впрочем, в Канаде официально ведь нет ни одного племени и ни одного индейца – эти термины неприличны. Конечно, разве можно сравнить пошлое «индеец из племени ассинибойнов» с политкорректным «представитель первой нации Маленького Чёрного Медведя» и т.п.… Однако, не поймёшь о чём речь вообще.. Как и многих других гримас капитализма.

Юрий Котенко (Злой Глаз)

Январь 2010 г., Москва

_________________________________________

Библиография: Denig, E.T., The Assiniboine, 1930

Последнее обновление ( 21.10.2011 г. )
 

Комментарии 

 
+7 # OlgaPak 2010-01-24 14:14 Большое спасибо автору за такой любопытный и личный по эмоциональной окраске текст, я бы назвала его социальным исследованием. Тема довольно интересная и не простая, позволю себе высказать своё скромное мнение. Основной акцент мне показался ностальгическим . Кстати, ностальгия рассматривалась в прошлом веке, как психическое заболевание, но потом её стали классифицироват ь, как светлую грусть по былому и неопасную, или как упорное нежелание принять то, что является фактом и уже невозможно изменить. Я думаю, среди индеанистов большинство пережили такого рода ностальгию, когда уяснили, что прежних индейцев нет и никогда не будет. Что же касается старого и нового уклада жизни, мне кажется, тут не так всё однозначно и плачевно. Начну по списку в "идеальном" порядке:
Мужчина. Действительно, его главенство определялось в архаическом обществе тем, что он кормилец и защитник. Ну, про кормильца в наше время я не стану распространятьс я, всем известно, насколько разными бывают обстоятельства. Насчёт защитника скажу только, что разве виноват интеллегентный юноша в очках, что его воспитали (и его отца тоже) не великие воины, а одинокая учительница младших классов, и при виде гопников у него вместо инстинкта воина возникает рвотный, не берём детей из военных семейств, где ни папу, ни маму на понт не возьмёшь. Гуманно ли вообще навешивать на современного мужчину все прежние ответственности и при потере работы или неспособности справиться с толпой уродов говорить ему "ты не мужик", в результате чего с ним случаются комплексы, психозы и даже самоубийства? Разумеется, бывают и другие мужчины, которых цивилизация, скажем так, явно пощадила. В той же индеанистской тусовке я в детстве часто слышала "молчи, женщина" от вождей, на которых нельзя было смотреть без слёз. Или однажды в семье новообращённого христианина, который целью своей жизни видел сохранение домостроя, то есть старого уклада, мы вынуждены были прослушать пространное рассуждение на тему "чего не хватает бабам для совершенства". Рядом сидела его жена, у которой все мыслимые достоинства зашкаливали за высочайший уровень, все присутствующие это знали и испытывали неловкость.
Тем не менее, мужчина был и остаётся самым главным, даже в современном и даже в капиталистическ ом обществе. По несколько раз на дню за любую услугу тебе желают "хорошего мужика", незамужняя женщина после 30 в любом обществе вызывает сочувствие, мужчины чаще получают Нобелевскую премию, больше влияют на экономику и политику. Мне, например, герой Гончарова Обломов симпатичнее Джеймса Бонда, так что я оставляю за мужчинами первое место, даже если они не являются теперь непременными кормильцами и защитниками, в них что-то осталось от вождей)).
Женщины. Сразу скажу, меня смешит феминизм и борьба за равноправие полов. С какой стати это равноправие? Особенно не понятно, зачем женщинам понадобилось право работать? Теперь они, как дуры, отпахав равную с мужчиной смену, чешут в магазин, готовят еду, то есть выполняют свои "чисто женские" обязанности - так,по крайней мере, принято в нашем современном обществе. В то же время, исторические примеры дают нам право предполагать, что женщины, у которых мозгов было чуть больше, чем достаточно для приготовления обеда или исполнения мазурки, вполне могли себя проявлять либо в рамках собственной семьи, либо даже в мировых - Жорж Санд, правда пришлось прибегнуть к уловке с мужским псевдонимом, но вот Жанне Д"Арк или княгине Дашковой и этого не понадобилось. Вообще, все эти хождения с транспорантами на совершенно деликатные темы - явление уродливое, то же касается сексуальных меньшинств. Люби кого и что хочешь, совершенно необязательно тыкать это в нос окружающим. Убеждена также, что любая нормальная женщина знает, что мужчину надо хвалить, с ним надо соглашаться, не надо унижать его, особенно на людях, и тогда твоё второе место станет не только приемлемым, но и самым удобным. В архаических обществах даже самая темпераментная и своенравная жена, которая вполне могла на деле управлять и мужем, и всеми домочадцами, всё же на церемониях или церковных службах стояла позади мужа .В приличных семьях современного общества чай гостям подаёт женщина, я нахожу это милым подтверждением соблюдения прежних устоев. Итак, я ставлю женщин на второе место и искренне желаю им там оставаться.
Дети. Сейчас это проблема для многих стран мира - детей не хватает. Правительства ломают голову, не добавить ли ещё пособий. Но пособия не помогут, ведь при прежнем укладе жизни каждый ребёнок воспринимался не столько как лишний рот, сколько как будущий воин или работник. Если это хорошенькие девочки, то у семьи была вероятность со временем улучшить своё финансовое положение или даже социальный статус. Их не били не только у индейцев, на них вообще не обращали внимания, не воспитывали, ничего не запрещали, они были в семье чем-то вроде домашнего животного, и только к 5 годам на них начинали смотреть с интересом. Сейчас дети являются объектом родительского тщеславия с самого рождения, в их младенческом лепете пытаются услышать цитаты из Пушкина, их учат математике и чтению в три года, потом спецшкола или немыслимое количество кружков. А дети вырастают и сваливают в Москву. И даже если мальчик сделал карьеру, а девочка удачно вышла замуж, то что толку родителям, которые остались в Урюпинске? Продолжать тешить самолюбие, показывать соседям фотографии, потому что изменился всё тот же уклад, и связь поколений можно рассматривать только, как генетическую. Так что лично я оставила бы их на 3 месте.
В заключение хочу сказать, что мужчин я очень люблю и сердечно благодарна им за то, что они отвечают мне взаимностью.))
Цитировать
 
 
+3 # Hutsi 2010-01-25 10:27 Сильно!!! Цитировать
 
 
+4 # Волк 2010-01-25 14:15 СТИЛЬНО!!! Цитировать
 
 
+5 # Hutsi 2010-01-25 15:24 «Жена писателя никак не может понять одного: писатель глядя в окно тоже работает».
Бартон Рескоу (Burton Rascoe)
Цитировать
 
 
+3 # OlgaPak 2010-01-25 15:41 А-ха-ха, прикольно)) Цитировать
 
 
+2 # EvilEye 2010-01-25 15:28 ..намёк, что ли?… Цитировать
 
 
+4 # OlgaPak 2010-01-25 16:12 Кстати, мне юрина статья навеяла мысли о реконструкторск их днях на следующем 30-ом ПауВау, в ожидании которых все мы, я надеюсь, пребываем. Так вот, помимо чисто женского вопроса "что носить" меня мучает ещё один - до каких пределов эта реконструкция будет распространятьс я? Могу ли я прямо смотреть в глаза мужчинам, как привыкла, или должна стыдливо тупить взор? И могут ли ко мне в типи заходить мужчины, с которыми я, видите ли, просто дружу, а таких немало, если у меня там нет никакой бабушки, а муж с детьми уехал в Пензу? Ну, например. Цитировать
 
 
+2 # Мария Борисова 2010-01-25 21:58 Канаду полюбила бы только за то, что там побывал Ю. Котенко! Бедные мужчины… их место заняли геи и хомячки. И так во всём мире: добытчиков и защитников всё меньше, а писателей, смотрящих в окно всё больше. А куда деваются "интеллигентные мужчины"? Цитировать
 
 
+1 # OlgaPak 2010-01-26 00:17 Маруся, а Глеб Борисов как же? Какой же хомячок нам всем его заменит?) Цитировать
 
 
+3 # TaSunka 2010-01-26 11:45 Очень своевременное исследование ))) Цитировать
 
 
+2 # Собирающий Перья 2010-01-27 10:12 как не крутить ЖЕНЩИНА всегда межде мужчиной и детьми:-)местами меняються только мужчины и дети.

ну так правильно:-)а посредник женщина
Цитировать
 
 
# Мария Борисова 2010-01-26 22:36 Полностью согласна. Только мужчины и дети не местами меняются, а разумом))) Цитировать
 
 
+5 # павел 2010-01-30 23:39 Согласен!
Давече побывал в гостях у семьи Борисовых - постояли углу в паре с Ваней, но баловались вместе, поставили только нас, а виновата была Таисия, Полина, Маша и Оля!!! А Глеб спрятался!!!!
Вот наглядная подмена гендерных ролей :))))
Цитировать
 
 
+2 # Tanto 2010-02-27 21:44 Ну вот,наконец -то я и сюда добрался.Стильно,сильно, приятно.Молоток Юра! Спасибо,Оля! Цитировать
 
 
+3 # technic 2012-05-31 09:31 Я понял, для приобретения максимального статуса надо быть геем-инвалидом на пенсии и содержать собачку… Цитировать
 
 
+1 # EvilEye 2012-05-31 10:19 Сменить пол желательно.. и быть ребёнком (пенсию можно получать по инвалидности).. и предпочтительне е негром

И ещё одна гримаса капитализма. общался я по Фейсбуку с одним занятным индейцем-оджибвеем из тех, что хотят к нам на паувау приехать. Я возьми да и скажи в беседе за жизнь - "индеец". А он - -"Ты был в Индии?".. Нет, говорю, в Америке… - Ах, вот как? Так вот что я скажу - нет больше никаких индейцев!! Это всё равно что назвать негра ниггером!!
… Вот так.. Вряд ли, думаю, был бы этот сайт, да и мы с вами такими как есть, если б в детстве смотрели фильмы и читали книги про первые нации и играли в аборигенные народы или коренное население… Канада сходит с ума… (В США ещё кое-где остались-таки ндейцы… надолго ли?)
Цитировать
 
 
+3 # technic 2012-05-31 10:31 точно, употребляют формулировку "коренной американец" (Native American), а не индеец Цитировать
 
 
+2 # Hutsi 2012-05-31 10:52 Вот так вот… типа… порошу литовцами нас не называть… коренные европейцы мы отныне на… типа… Цитировать
 
 
+2 # technic 2012-05-31 11:14 коренные индоевропейцы, да…

Хотя на каком-то из форумов я видел фразу, что самое несчастное существо в современной Европе - белокожий христианин мужчина-гетеросексуал
Цитировать
 
 
+2 # EvilEye 2012-05-31 11:59 Именно так и есть. Поэтому такой вот мужчина, но иностранец имеет лучше шансы назвав себя Native - и сразу вроде ты меньшинство, т.е. в чём-то не такой, а значит это плюс. Например в какой-то аннотации к книге или статье нашего бывшего соотечественник а и "индейского собрата" Большого Бобра (А. Козлова), а ныне белокожего американца-гетеросексуала назвали "Нэйтив Рашен" - и вот уже двери приоткрываются, и вроде как тебе подспорье уже.. что ты всё же "не такой"… Цитировать
 
 
+2 # Тот,кто не спит 2012-05-31 12:39 А как насчёт родитель-1, родитель-2, место отец и мать…
Своей лже толерантностью белая цивилизация окончательно запудрит себе мозг
Цитировать
 
 
+2 # technic 2012-05-31 13:28 "Садись, мой потомок-1, я расскажу тебе, как родитель-1 твоего родителя-1 встретил своего парнтера-3…" Цитировать
 
 
+1 # Тот,кто не спит 2012-05-31 14:29 Вот вот, ну не маразм ли это Цитировать
 
 
+1 # EvilEye 2012-06-01 15:00 Сегодня услышал по радио - позвонил один слушатель в интерактивную передачу о толерантности и т.п., и сказал, что он работает в компании "Проктор энд Гэмбл", и у них самые лучшие шансы достаются лесбо-негритянкам - считай, карьерный рост и все лучшие должности уже безоговорочно в их распоряжении.. Вне зависимости от профессиональны х качеств, опыта, таланта, образования и т.п… Сумасшествие растёт и множится.. Цитировать
 
 
+3 # technic 2012-06-01 16:07 бесконечно это продолжаться не может, маятник качнется и в другую сторону Цитировать
 
 
+2 # Тот,кто не спит 2012-06-02 07:53 Хотелось бы верить Цитировать
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »

Авторизация

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Copyright © 2018 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional