Случайное изображение


Канадская кожаная рубаха.

Новости arrow Публицистика arrow Индейцы arrow Человеческие ценности общества на примере ассинибойнов и канадцев.
Человеческие ценности общества на примере ассинибойнов и канадцев. Печать
Автор EvilEye   
24.01.2010 г.
Это не перевод и не научная статья. Это мысли вслух по важным вопросам жизни, как мне кажется. Крик в защиту мужчин, которых становится всё меньше. И вызов политкорректности. А также признание в уважении и любви женщинам и детям.
Единственный используемый здесь переводной материал – это 17 пунктов, перечисляющие в порядке убывания значение и ценность различных социальных групп ассинибойнского общества 1850-х годов. Материал взят из книги  Е.Т. Денига, который изучал это племя, будучи в то время и в том месте, и имевший жену из этого племени.

Сравнительным же материалом с ассинибойнами 19 века послужат современные канадцы. И вот почему.

При всех несомненных плюсах и положительных моментах жизни канадцев, я бы в первую очередь отметил некий крен в их общественных мозгах в сторону толерантности, политкорректности, феминизма и прочих новых «ценностей». Конечно, во всём западном обществе наблюдается тенденция к крушению европейско-христианских моральных устоев. Меняется образ жизни, роль и значимость мужчины и женщины, остро встают национальные и религиозные вопросы, укрепляется демократия, исчезают и появляются какие-то профессии, меняется экология, улучшается медицина и т.д. Перемены жизни влекут за собой и перемены менталитета и моральных критериев. Всё это демонстрируют страны Евросоюза и обеих Америк. Однако, Канада, стоит несколько особняком. По крайней мере, в моём восприятии. Во-первых, это страна одна из немногих, где ведётся открытая иммиграционная политика. Там живёт много русских. Страна, официально всё еще подчиняющаяся королеве Великобритании. Страна, в которой я хоть и не долго, но всё ж бывал. И, в конце концов – там живут индейцы. В том числе ассинибойны. Эта страна имеет, конечно, и свои особенности, скажем так, социальной иерархии. Конечно, это лишь разновидность процессов, происходящих в западном мире.

Один момент, характеризующий канадское общество мне показался весьма странным и даже забавным. Несколько лет назад я прочитал в прессе, что в Канаде после долгой борьбы женщины наконец-таки выбили себе право появляться в общественных местах обнажёнными по пояс.

Остальную информацию, послужившую стимулом к написанию этих строк о канадцах, я получил напрямую из уст канадца советского происхождения, уже достаточно адаптировавшегося в том обществе, но ещё не достаточно готового к безоговорочному принятию нынешних канадских демократических ценностей.

Пару месяцев назад в Москву из Торонто ненадолго приезжал мой давнишний друг и бывший коллега Александр Ткаченко, известный также под прозвищами Крымский и Волчкевич, а с недавних пор и как Алекс-Андерстэнд (в Канаде). Он уже более пяти лет живет за океаном, привык к той жизни и почти идеально освоил английский язык. И, конечно, сделал какие-то выводы из канадской жизни благодаря острому глазу, природному уму и наблюдательности. И было очень интересно услышать его впечатления от канадского общества и «их нравов». 

Вот как строится современная демократическая канадская социальная лестница по убывающей, т.е. сверху вниз:

1. Геи и лесбиянки
2. Животные
3. Инвалиды и пенсионеры
4. Дети
5. Женщины
6. Мужчины

Таким образом, самый социально защищённый, почётный и пользующийся максимумом привилегий слой канадского общества – это сексуальные меньшинства, а в самом низу мужчины в расцвете сил – «сильный пол», рабочие и фермеры, фабриканты и банкиры, защитники отечества, ковбои, наконец. Ну, действительно, разве можно сравнить по ценности и социальной важности представителя нетрадиционной ориентации, раздетую по пояс пенсионерку, кота или хомяка с одной стороны, с каким-то ковбоем, шахтёром или полковником с другой?...

Теперь взглянем на подобную шкалу ценностей по-ассинбойнски:

1. Главный вождь
2. Другие вожди
3. Вождь Солдат
4. Кравчий палатки Солдат
5. Солдаты
6. Пожилые мужчины
7. Глашатай 
8. Хозяин Загона
9. Воины и охотники
10 .Лидеры военных отрядов
11. Знахари и шаманы
12. Очень старые мужчины
13. Молодые женщины
14. Старые женщины
15. Женщины средних лет
16. Мальчики и девочки
17. Маленькие дети

Если же первые 12 пунктов, где подробно перечисляются мужские должности и статусы объединить в одну графу – просто «мужчины», следующие три – «женщины», и оставшиеся два – «дети», мы получим следующее:

1. Мужчины
2. Женщины
3. Дети

Удивительно, не правда ли? Мы получили, в общем-то, обычный до недавнего времени список – именно в такой последовательности испокон веков и располагались участники человеческих сообществ по всему свету. Мужчины наверху не потому что им так захотелось – просто так устроен мир – они несут огромную ответственность за выживание рода. Ему – мужчине - надо быть добытчиком и защитником, мудрецом и судьёй, принимать решения, первым принимать на себя удар, и первым умирать.

Опять приведу в качестве примера цифры по индейскому обществу. Бледнолицые рассчитывали численность индейского лагеря следующим образом – на одного воина, т.е. взрослого дееспособного мужчину приходилось 5  прочих  членов семьи (женщины, дети, старики). Т.е. если лагерь из двадцати палаток мог выставить 20 воинов, то оставшееся население составляло 100 человек.

Теперь понятно, почему мужчины в индейском списке на первом месте. Что касается женщины, то её ответственность и роль в семейных делах, а также мастерство в изготовлении знаменитой «индейской одежды» - по которой мы и судим об индейской материальной культуре - высоко ценилась в индейском обществе. Девушка на выданье, скромная и мастеровитая имела статус богини. И мужчине стоило огромных трудов заполучить такую в жёны.

Детей очень любили, их сильно баловали до определённого возраста и никогда не били.

Это я к тому, что при индейской иерархии ни одна из социальных групп не была ущемлена в правах и не испытывала на себе презрения остальных. Всё было гармонично и сообразно действующей модели жизни.

А теперь сравним этот «индейский» список с современным канадским.

Первым делом бросается в глаза отсутствие у индейцев таких пунктов как:

1. Геи и лесбиянки
2. Животные

То есть подобные категории индейцы не сочли нужным включить в список людских ресурсов их сообщества.

Если же пункт «Инвалиды и пенсионеры»  условно приравнять к ассинибойнским «пожилым мужчинам, очень старым мужчинам и пожилым женщинам», то получаем те же три основных составляющих пункта  современного канадского общества:

1. Дети
2. Женщины
3. Мужчины

Как видим, получилась другая последовательность. Эдакое кривое зеркало. Интересно, современные канадские ассинибойны живут по какому из этих принципов – по своему традиционному или по новому политкорректному? Впрочем, в Канаде официально ведь нет ни одного племени и ни одного индейца – эти термины неприличны. Конечно, разве можно сравнить пошлое «индеец из племени ассинибойнов» с политкорректным «представитель первой нации Маленького Чёрного Медведя» и т.п.… Однако, не поймёшь о чём речь вообще.. Как и многих других гримас капитализма.

Юрий Котенко (Злой Глаз)

Январь 2010 г., Москва

_________________________________________

Библиография: Denig, E.T., The Assiniboine, 1930

Последнее обновление ( 21.10.2011 г. )
 

Добавить комментарий

Допускаются комментарии только по теме обсуждаемого предмета. Остальные комментарии будут безжалостно удаляться.

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Авторизация

Сейчас на сайте находятся:
1 гость
Copyright © 2017 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional