Случайное изображение


Greengrass Singers. «Шоу А. Немова. Пульс Победы». Ледовый дворец на Ходынке 27 ноября 2008

Новости arrow История и этнография arrow Исследования arrow Из наследия материальной культуры манданов и хидатса. Мокасины
Из наследия материальной культуры манданов и хидатса. Мокасины Печать
Автор Hutsi   
28.03.2010 г.
       Эпидемии оспы и войны с соседними племенами уже в середине ХIХ века поставили эти племена на грань исчезновения. Во второй половине XIX столетия оставалось не более 150 представителей манданов и около 500 членов племени хидатса. В 1845 г. оба племени объединились и построили свою общую деревню. Смешанные браки вели к слиянию культур двух народов, хотя, долгое время и одни, и другие придерживались своих традиций. Несмотря на схожесть двух племен в культурном отношении, все же некоторые отличия в материальной культуре сохранялись долгое время.

           Из-за малочисленности материальное наследие этих племен не может сравниваться с изобилием экспонатов, демонстрирующих культуры сиу, шайеннов или других более крупных племенных групп. В музеях Америки, Европы и в коллекциях частных лиц сохранилось некоторое количество образцов обуви манданов и хидатса. На сей момент в цифровых базах данных музеев и аукционов можно насчитать около 50 пар обуви этих двух народов. Данная статья написана на основании этих сохранившихся источников с целью сравнительного анализа и уточнения характерных черт, присущих манданам и хидатса при изготовлении мокасин.

          Покрой и техника вышивки мокасин манданов и хидатса особенно не отличаются  от других племен северных равнин. И всё же у этих племен, как и у других,  были излюбленные орнаменты и цвета. Например, мокасины мандан более близки  мокасинам сиу, особенно  янктонов. В свою очередь,  мокасины хидатса напоминают обувь кроу.         

          Все представленные здесь фотографии мокасин идентифицированы в источниках как обувь манданов и хидатса. На мой взгляд, некоторые образцы могут быть ошибочно причислены к этим племенам. Но я не ставлю задачу выявить ошибки музейных работников, тем более, что некоторые мокасины могут одинаково являться как продуктом этих племен, так и  других, поскольку не существует  явных признаков, по которым можно безошибочно определить принадлежность. В большинстве случаев её определяют по месту, из которого мокасины поступили в коллекцию музея или в собрание коллекционера. Если мокасины или другие предметы быта поступили из Форта Бертольд то, как правило, их причисляют к манданам или хидатса.  В отдельных случаях мокасины определяют как образцы обуви арикара, проживающих вместе с манданами и хидатсами с середины XIX века. Но рассмотрение мокасин арикара не входит в задачу этой статьи.

          Таким образом, со всей определенностью можно говорить не столько о мокасинах манданов и хидатса, сколько о мокасинах из Форта Бертольд. И даже уверенность в том, что мокасины приобретены в этой местности, не даёт твёрдых оснований рассматривать их, как образец стиля  манданов или хидатса, поскольку сложно утверждать, что они были сделаны женщинами именно этих племён.

          Во время эпидемии оспы 1837 г. манданы и хидатсы сильно пострадали. Численность манданов сократилось от 1600 до 125 – 145 человек. Хидатса пострадали в меньшей степени, но тоже существенно, потеряв около 2/3 от своей численности. Оставшиеся в живых люди пытались восстановить численность племен. Мужчины брали в жены женщин из других народов, часто просто захватывая их у враждебных соседей. Женщины, конечно, приносили в группу свои навыки и традиции шить обувь и одежду, и это не могло не отразиться на изделиях, сегодня причисляемых к манданам или хидатса.

          Не существует  статистики, по результатам которой можно было бы установить, из каких именно племен манданы и хидатсы преимущественно захватывали себе жен, но интересно то, что большая часть мокасин манданов и хидатса имеют много признаков мокасин сиу. Вот характерные особенности лакотских мокасин, которые присутствуют и в обуви манданов и хидатса, как их указал в своей работе Майк Коудри (Mike Cowdrey) «Moccasin Types»: Arapaho, Cheyenne and Lakota, 2007): край борта параллелен подошве, верхняя часть часто обшита сукном, на пятке нет прореза в форме V, как у шайеннских мокасин,  язычок пришивной.

          Действительно, если у шайеннов задняя часть мокасина не сшивалась до конца, и получался пробел в форме латинской V, то у манданов и хидатса этого нет. Чаще всего вертикальный шов закрывался наглухо, как у сиу.  Очень существенно и то,  что язычок на  мокасинах манданов и хидатса в абсолютном большинстве случаев прямоугольный, как у женских мокасин сиу. У сиу мужские мокасины чаще всего имеют язычок в форме U. Манданы и хидатса вырезали верх ровным. Иногда край язычка обшивался сукном или другой материей, что типично для мокасин без завязок. Таким образом, мокасины манданов и хидатса, которые имеют язычок в форме U, вызывают наибольшие сомнения в том, что они были сшиты женщинами этих народов. Скорее всего, это ошибка при определении принадлежности, или мокасины были действительно сделаны в форте Бертольд женой, захваченной манданом или хидатса у враждебного племени.

          Иногда верхний край борта мог не обшиваться, как часто это делали восточные сиу. Вообще, мокасины манданов и хидатсов, да и другие предметы быта, наиболее близки к образцам обуви санти сиу и янктонов.

          По дизайну для манданов и хидатсов типичны следующие категории мокасин.

1. Мокасины с орнаментом «замочная скважина».

1. 2. image002.jpg

          Такие мокасины более типичны для первой половины XIX столетия. Их часто можно увидеть на картинах Бодмера и Кэтлина. В таких мокасинах нарисованы воины манданов Махчси Карехде, Сич Чида, Мато Топа, Ханата Нумаук, хидатс Перишка Рухпа и др.  В резервационное время на мокасинах мандан и хидатсов такой узор в принципе не встречается. (На первой картинке мокасины мандан. Первая половина 19 века. На картинке под №2 мокасины вождя манданов Мато Топы. Первая половина 19 века.)

 

2. Мокасины со «щитом из перьев». Все образцы второй половины XIX века.

3. 4. 5.

          Конечно, этот мотив использовали и другие племена, те же восточные сиу. Такой узор можно встретить и на мокасинах ассинибойнов. Но именно мокасины с таким «щитом» считаются типичными для хидатсов.

( № 3. Манданы. Выставлялись на аукционе Cowan’s. №4. Хидатсы. № 5. Хидатсы. NORTH AMERICAN ETHNOGRAPHIC COLLECTION - NAEC)

 

3. Мокасины с мотивом перьев.

6. 7. 8.
9. 10. 11.

(№ 6. Хидатса. 1890. THE BATA SHOE MUSEUM. № 7. Хидатса. 1920. Heritage Auctions. №8. Манданы. NAEC. Но. 9. Манданы или хидатсы. 1875. THE BATA SHOE MUSEUM. №10. Хидатса. 1890. Buffalo Bill Historical Center. №11. Манданы. 1860-1880. State Historical Society of North Dakota).

 

4. Мокасины с орнаментом в форме прямоугольника.

12. 13. 14.

(№12. Хидатса. www.artsconnected.org. №13. Манданы. NAEC. №14. Хидатса. 1875. Minnesota Historical Society collections - MNHS)

 

5. Мокасины с флористическим орнаментом.

15. 16. 17. 18.

(№15. Манданы. Детские мокасины. Около 1915 г. Cowan’s. Но. 16. Хидатсы или манданы. NAEC. №17. Вероятно, что манданы. Источник неизвестен. №18. Манданы или хидатса.)

 

6. Мокасины в полоску. Такие мокасины типичны и для ранних образцов и для более поздних.

19. 20.
21. 22.

(№19. Манданы. NAEC. №20. Хидатса. 1890. MNHS. Но. 21. Хидатсы. 30-тые годы 19 века. Но. 22. Манданы. Первая половина 19 века.)

По способу декорирования мокасины манданов и хидатсов можно разбить на три группы:

1. Мокасины, вышитые иглами дикобраза.

23. (№23. Хидатса. NAEC)

 

2. Мокасины с комбинированной вышивкой: иглы и бисер.

24. 25.  26.
27. 28.

(№24. Манданы-хидатса. 1880. Heritage Auctions. №25. Хидатсы. 1910. Heritage Auctions. №26. Манданы или хидатсы. 1870. MNHS. №27. Манданы. 1880. Buffalo Bill Historical Center. №28. Манданы. NAEC)

 

3. Мокасины с бисерными узорами.

29.   30. 31.

(№29. Манданы. NAEC. Но. 30. Манданы. 1875. Но. 31. Манданы. NAEC.)

           Наиболее характерные цвета для манданов и хидатса – красно-фиолетовый и жёлтый. Эти цвета и их оттенки часто встречаются на различных изделиях. Большинство мокасин с твердой подошвой скроены по чертежу, который часто называют сиукским. Не так часто, но иногда встречается другой покрой. Верхняя часть вырезается вместе с язычком, край которого, как правило, полукруглый и иногда обшит сукном. Такие мокасины обычно не имеют завязок и представляют собой своеобразные тапочки. Интересно, что на языке хидатса мокасины называются итапа (как тут не вспомнить наши тапочки и слово топтать).

32. 33.  

(№32. Вероятно, что манданы. Источник неизвестен. Но. 33. Манданы. NAEC)

Такие «тапочки» можно встретить у племен северных равнин, в частности у кроу и восточных сиу.

34.   35.
36.   37.

(№34. Северные равнины. 1890. Heritage Auctions. Но. 35. Кроу. Предположительно мокасины скаута Курлея. №36. Восточные сиу. 1850. Heritage Auctions. №37. Санти сиу. 1890. Heritage Auctions)

          В начале XX столетия информаторы Гилберта Ливингстона Уилсона указывали, что традиционно хидатсы шили цельнокроеные мокасины с боковым швом (карт. 1). Такие мокасины использовались племенами тихоокеанского побережья, западных Равнин, Плато и Бассейна. Подошва и верхняя часть таких мокасин выкраивались из одного куска кожи, а шов шел с наружной стороны от носка к пятке. Этот тип известен среди индейцев под названием «настоящие мокасины», и считается, что это самый ранний тип мокасин.

38. 39.

(Но 38. Схема покроя «настоящих» мокасин хидатсов. №39. Хидатсы. Первая половина 19 века. Linden Museum. Stuttgart)

          Мокасины такой же формы как из собрания принца Максимилиана, видим и на фотографиях, сделанных Г.Л.Уилсоном в 1918 году.

40. image075.jpg 41. image077.jpg

          Женщина Птица Буйвола рассказывала, что в старые времена хидатса не умели шить мокасин с твердой подошвой. По ее мнению, такие мокасины хидатса и манданы научились шить у сиу, и это произошло не так давно.

          Как у всех племен в деревне шитье мокасин являлось задачей женщины. Но, как Уилсону рассказывал Волчий Вождь, когда мокасины члена военного отряда изнашивались, мужчина мог сделать пару новых мокасин для себя из кожи антилопы. И это не считалось для воина позорным занятием.

          Выводы.

          1. Мокасины манданов и хидатса не имеют четко выраженных черт, присущих только этим племенам, но все-таки можно выделить некоторые особенности:

                    А. Цвет бисера и игл дикобраза: фиолетовый и желтый. Из здесь представленных 30 мокасин манданов и хидатсов половина имеет эти цвета, их сочетания или оттенки.  

                    Б. Отличительная техника вышивания иглами дикобраза. Часть мокасин вышиты иглами не прямым стежком, а плетенным. Обратите внимание на способ вышивания на мокасинах 6, 14, 25. На мокасинах сиу такое плетение довольно редкое явление.

                    В. Наличие на мокасинах «щита из перьев» в сочетании с излюбленными цветами манданов и хидатсов могут указывать на принадлежность этим племенам.

                    Г. Элемент «перо» и его вариация в форме двухцветного вытянутого ромба.

                   Д. Язычок прямоугольной или полукруглой формы. Форма U очень редка.

          2. Среди обуви манданов и хидатса практически не встречаются мокасины с крестом, так полюбившимся другим племенам. Известна только одна пара мокасин с таким дизайном из форта Бертольд, кстати, с вышитой подошвой. (Но 39. Манданы. 1885. MNHS)

42.

          3. В декорировании мокасин широко использованы иглы дикобраза. И манданы, и хидатсы предпочитали вышивку иглами вышивке бисером. Мокасины с полностью вышитым бисером верхом очень редки, более распространена комбинированная вышивка: бисерная полоса по периметру мокасин, а верх отделан иглами.

          4. При определении принадлежности мокасин манданов и хидатса должен учитываться весь комплекс признаков, при этом значительную роль здесь играет место изготовления обуви.

          Последнее замечание. Здесь не поднимался вопрос о достоверности определения принадлежности тех или иных мокасин к тому или другому племени. И музейные работники, и эксперты на аукционах могли ошибаться. Поэтому в пояснениях часто пишут - может быть, возможно, вероятно, что эти мокасины принадлежат манданам и хидатса, и т.п. Мне же хочется поделиться собственными соображениями по поводу некоторых представленных здесь фотографий экспонатов. Самые большие сомнения вызывают мокасины 29 и 30. Первые в доступе на сайте Этнографической Коллекции Северной Америки – в орнаменте я нахожу шайенское влияние (особенно элемент  по середине носка). Вторые некоторое время назад были представлены на сайте http://oldsite.capital.edu и обозначены как торжественные мокасины мандан. Подарены они мистером и миссис Бехтель. Весь дизайн мокасин указывает на их сиукское происхождение. Таких мокасин среди мокасин сиу можно найти множество.

          Однако, имея в виду обстоятельства, при которых народам манданы и хидатса приходилось существовать с середины XIX века, определяющие существенное влияние на их культуры как внутри сообщества, так и извне, можно говорить только о приблизительном анализе оставшихся образцов, причисляемых их традиции.

Литература:

  1. Wilson G.L. The Horse and the Dog in Hidatsa culture. American museum press New York, 1924.

2. Weitzner B. Notes on the Hidatsa Indians based on data recorded by the late Gilbert L. Wilson. American Museum of Natural History, New York, 1979.

3. Стукалин Ю. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. Эксмо, Яуза, 2008.

4. Виноградов М. Мокасины. Статья в Интернете по адресу http://vkontakte.ru/pages.php?o=-6617685&p=%CC%CE%CA%C0%D1%C8%CD%DB

Последнее обновление ( 29.03.2010 г. )
 

Комментарии 

 
+2 # Flying Dutchman 2010-03-28 17:36 Спасибо, очень интересно Цитировать
 
 
+3 # OlgaPak 2010-03-28 17:37 Спасибо Видас, узнала много нового. И даже теперь испытываю особые чувства к манданам и хидатса Цитировать
 
 
+2 # Пони 2010-03-28 20:54 Спасибо за интересный материал и классные фотографии! Цитировать
 
 
+2 # Волк 2010-03-29 01:01 ну вот свершилось,науч ные материалы готовят научные работники,как говорят шофёры;"кесарю кесарево-слесарю слесарево".мне этот материал близок тем,что первые мокасины и регалии,были хидатса,как у воина собаки Бодмера,и…ужсигруз инти не прасукти диела и вышить снова такими цветами(колор). кстати про цветочки(растит ельный орнамент)подума л бы что это блэкфутовские дела,они так уже делали… Цитировать
 
 
+3 # tim 2010-03-29 01:43 Отлично, Видас! Спасибо. Цитировать
 
 
+2 # Thathanka 2010-03-29 06:04 Спасибо за очень интересный материал! Цитировать
 
 
+2 # Hutsi 2010-03-29 09:27 Спасибо всем! Особая благодарность двум людям, которые подтолкнули написать эту статейку. Спасибо Юре, подтолкнувшему написать про манданов и хидатсов, некоторое время назад задев вопросом: «Почему никто не сидит на этой теме?» Огромное спасибо Ольге. Именно она сделала читабельным этот материал и внесла существенные поправки, которые сделали статью более завершенной. Цитировать
 
 
+4 # OlgaPak 2010-03-29 09:42 Ну чего ты выдумываешь-то, я три слова местами поменяла. Какие существенные поправки, если я про манданов и хидатса ничего не знаю.)) Ох уж эти скромные парни. С дебютом тебя! То, что авторов на сайте становится больше, это удача для всех нас и хороший шанс пополнить знания на самые разные темы. У тебя это отлично получилось, ждём новых материалов. Цитировать
 
 
+2 # Wampum 2010-03-29 12:36 Спасибо. Интересно. Цитировать
 
 
+2 # павел 2010-03-29 15:54 Какая классная бодборка!!!
А то, и в правду - "Почему никто не сидит на этой теме" ??))
На европейских Пау Вау широко распространён этот стиль сороковых годов, скорей бы у нас начинали делать!!!)))
Спасибо за статью!
Цитировать
 
 
# FieryLittleBee 2010-03-29 16:30 Прекрасная работа!
Только маленькая поправка. Прошлась по ссылке со статьи http://oldsite.capital.edu - она уже не работает, но вот на их новом сайте нашла такую http://www.capital.edu/22676.jpg - по описнию всё как сказано в статье, но это не 29, а 30 рисунок.
Цитировать
 
 
# Hutsi 2010-03-29 17:17 Правильно подмечено. Наибольшие сомнения вызывают мокасы под Но 29 и 30. Моя максима кульпа Цитировать
 
 
+2 # Пони 2010-03-29 20:57 Как можно себя винить??Статья-супер,хотим еще!:) Цитировать
 
 
+1 # FieryLittleBee 2010-03-29 23:12 Пони, он не винит себя, а извиняется. Бывает у всех. И мы это понимаем и всегда рады подсказать где что не так. Для того и общаемся. Цитировать
 
 
+1 # Hutsi 2010-03-30 09:10 Цитирую Пони:
Статья-супер,хотим еще!:)

Спасибо, Настя, но мокасины кончились.
Цитировать
 
 
+2 # Filin 2010-03-29 21:31 Спасибо! Тема очень интересная. Мокасины № 29: Влияние Чейеннов? Возможно, но верха мокасин более типичны для Лакота. Цитировать
 
 
+3 # мато сапа 2010-03-30 00:07 Спасибо за лаконичный , но информативный материал, и культуру которую у нас пока никто не отразил. Да действительно , немецкие хоббисты ,очень плотно "сидят" на периоде Бодмера и Кэтлина. И влияние манданов ,хидатса, этого периода у них очень сильно. Цитировать
 
 
+1 # Собирающий Перья 2010-03-30 15:37 отличная статья,теперь видас понятно почему манданы)))))))) ))))))))

[quote name="Собирающий Перья"]отличная статья,теперь Видас понятно почему манданы)))))))) ))))))))
Цитировать
 
 
+2 # Crow 2010-03-31 10:07 Очень про тапочки понравилось… Цитировать
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »

Авторизация

Copyright © 2018 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional