Случайное изображение


shawl dance

Новости arrow История и этнография arrow Исследования arrow Комментарий к статье о мокасинах манданов и хидатса
Комментарий к статье о мокасинах манданов и хидатса Печать
Автор Глеб Борисов   
31.03.2010 г.
    По прочтении статьи про мокасины манданов и хидатса появились смешанные чувства – да, проделана большая работа, проведено множество аналогий, получены выводы. Это неоспоримо, и это здорово! Однако, в тоже время, появились и возражения, примечания и дополнения.

В результате получился текст, не являющийся ни исследованием, ни статьей, а скорее, откликом на статью Hutsi. Всегда сложно писать замечания к чьей-нибудь работе. Можно обидеть человека, можно зайти в своих собственных рассуждениях совсем не туда, куда необходимо устремляться  именно в этом случае и так далее. Но, в то же время, видя определенные неверности, неправильно расставленные акценты или даже прямые ошибки, трудно сказать: а, типа, пусть так и будет, пусть так и остается. Прошу не обижаться на этот отзыв и надеюсь, что нижеизложенный текст будет небесполезен для интересующихся темой…

  Стоит сказать, что в настоящее время существует община «Три соединенных племени», (Three Affiliated Tribes) проживающая в резервации Форт-Бертольд. Часть членов этой общины причисляют себя к арикара (~ 20%), часть к манданам (~ 10%), часть к хидатса (~10%), а большинство (~ 60%– идентифицируют себя уже как «Три соединенных племени» (Без племенной разбивки!). История этой общины началась в 1845 году, когда хидатса и жившая с ними часть манданов, переселяется выше по Миссури и основывают деревню под названием Похожая-На-Рыболовной-Крючок рядом с Форт-Бертольд (построен в том же году). В 1866 к ним присоединяются арикара и остаток манданов. Межплеменные браки и оставление племенных традиций привело к созданию единой общины ТСП в 1936 году. Исключение арикара и из современной, и ранней резервационной, и дорезервационной истории манданов и хидатса видится недопустимым.

  Огромное количество предметов материальной культуры дорезервационного периода  северного района степей идентифицируемое как арикара, и/или манданы, и/или хидатса (иногда идентифицируемы как «вероятно….») говорит само за себя и уж точно не заслуживает названия «малочисленного материального наследия». Можно сказать и так, что до 1850 года количество предметов быта, собранных среди этих племен в несколько раз превышало собранное и среди сиу, и среди шайеннов и других «более известных» племен. Напомню, что эти три племени, более известные как «земледельцы Верхнего Миссури», были наиболее посещаемы во время «эры меховой торговли», во время освоения реки Миссури, в дорезервационный период (резервационный период для арикара/манданов/хидатса начался в 1870 году, когда они получили резервацию). Именно эти племена посетили путешественники, собравшие великолепные коллекции ранних предметов. Именно эти племена жили непосредственно у торговых факторий, и дневники торговцев забиты детальными и подробнейшими описаниями быта и обрядов этих племен. Поэтому, несмотря на свою малочисленность (по сравнению с теми же сиу, черноногими и прочими кочевниками), земледельцы Верхнего Миссури являются авторами и мастерами многих вещей как дорезервационного, так и резервационного периодов.

  Как известно,  есть предшественники, и есть последователи. Кого встретили, вышедшие к Миссури во второй половине XVIII века тетон-лакота, янктон-янктонаи, шайены? Поселившихся задолго до них хидатса, манданов, арикара, успешно сочетавших земледелие с летней и зимней охотой на бизонов. Именно этим «ковырятелям земли» пришлые племена и стали подражать и в быте и в религии и в одежде. Пытались и земледелием заниматься и землянки строить – заимствовалось очень и очень многое (это естественно, ведь пришельцы буквально пару поколений до этого принадлежали совсем другой культуре, от которой к началу XIX века у них не осталось практически ничего). Нет необходимости доказывать, что помогли им в этом процессе более древние насельники степей и носители степной культуры (одними из которых, и самыми близкими по местоположению, и были хидатса, манданы, арикара), ну и, конечно же, лошадь (но речь сейчас не о получении лошади и возможностей, обретаемых вместе с этим животным). Поэтому можно сказать, что дорезервационная обувь сиу похожа на дорезевационную обувь арикара/манданов/хидатса, но не наоборот (про обувь резервационного периода смотри ниже).

  Кроу же сами отделились от хидатса не так давно (большинство исследователей считает, что процесс не был моментальным и длился несколько десятков лет, примерно с конца 1600-х по 1750-75 годов). Собственный, легкоузнаваемый и знаменитый стиль кроу окончательно оформился к середине XIX века, а до этого обувь кроу была во многом идентичной мокасинам земледельцев Верхнего Миссури.

  Опять же необходимо сделать четкое пояснение - о мокасинах какого периода идет речь: дорезервационного или резервационного (с 1870-х годов). Они очень сильно отличаются, как по типу выкройки и расположения шва, так и по орнаменту/декору. Изменился сами племена, изменилась мода, изменилась сама жизнь в частности. Например, пайп-беги сиу обеих Дакот в резервационный период (с 1870-х годов) получили распространение у многих племен, где такие вещи не использовались ранее. То же самое произошло и с изделиями, украшенными вышивкой иглами (например, мокасинами, леггинами и рубахами), сделанными руками мастериц из резервации Форт-Бертольд. Торговая марка «Сделано в Форт-Бертольде» была узнаваемой и искомой покупателями.

  Вещи, датируемые периодом до 1860-х годов (включительно) идентифицируются в большинстве своем отдельным районом (южный, центральный, северный районы степей, восточные прерии), или географической областью (Верхнее Миссури, нижнее течение Миссури, Индейская территория, Монтана), а не отдельным племенем. Исключения составляли вещи с очень детальной и четкой историей «приобретения», что случалось нечасто. Скорее даже наоборот, очень распространены такие примеры – вещи, приобретенные у «ближайших» индейцев (напомню, что арикара/хидатса/манданы были «ближайшими» индейцами для любого коллекционера, торговца, путешественника, следующего по такой оживленной водной артерии как Миссури) выдавались за предметы быта «воинственных» шайенов, сиу, черноногих. И только детальное изучение выкроек, стилей и сохранившихся аналогичных вещей и документов позволил современным исследователям правильно идентифицировать многие предметы в музейных и частных коллекциях.

  Что касается основной классификации мокасинов в материале по дизайну (орнаменту/декору), то существует вполне себе четко оформившееся мнение, что украшение (орнамент, рисунок, вышивка, орнаментальные прорези) следует форме выкройки, и расположению швов

– украшалось то, что необходимо было защищать (шов, край детали и тому подобное). Возвращаемся к тому же вопросу – что первично, что вторично. Поэтому мне видится, что уместно классифицировать мокасины по выкройкам и швам. Типология мокасин степного региона и периферийных районов (соседних районов Плато, Северо-востока, Юго-запада, Большого бассейна), в настоящее время выглядит следующим образом:

  «С центральным швом/Centre seam» (подтипы: «сборка на мысу», «пауни», «понка-омаха», «пересекающий шов на мысу», «осейджские с центральным швом по подошве»)

·  «С передком-союзкой/Vamp» (много подтипов)

·   «Рудиментарный с центральным швом и союзкой/Rudimentary Centre seam-vamp»

·   «С боковым швом/Side seam» (с отдельно выделяемым подтипом «С двойным боковым швом/Dual side seam»)

·    «С отдельно пришиваемой подошвой/Separate sole» (много подтипов)

  Каждый тип дополнительно делился на несколько подтипов (наиболее значимые я выделил):

·         по видам язычка (отдельно вшиваемый или выкроенный из того же куска)

·         по верхней надставке/манжете (отдельно вшиваемой, или надставленной к уже выкроенной надставке/манжете)

·         по типам пяточного шва (в случае с типами «центральный шов» «боковой шов» «двойной боковой шов»)

  Рассматривая каждый тип в отдельности, мы увидим, что земледельцам Верхнего Миссури присущи три типа степных мокасин:

·         «С центральным швом» (Вероятно, самый ранний тип мокасин, был также распространен среди понка и омаха, в начале XIX века мог заимствоваться друг у друга. Существовал где-то до середины XIX века.)

·         «С боковым швом» (Самый распространенный тип мокасин среди арикара/манданов/хидатса – имел хождение вплоть до начала 1880-х годов. Как подтип мог существовать и «С двойным боковым швом», так как мокасины этого вида были распространены на северных равнинах в первой половине XIX века.)

·         «С отдельно пришиваемой подошвой» (Появляется в районе северных степей и Верхнего Миссури где-то в середине XIX века, впоследствии стал самым распространенным типом резервационного периода. И, безусловно, именно этот тип получил коммерческое распространение в резервационный период 1880-х – 1920-х  годов)

  Я нисколько не против классификаций по орнаменту, но в любом случае, такая классификация должна идти после основной. Кроме того, при классификации по орнаменту необходимо в основном опираться на:

·         материал, из которого делается орнамент (иглы, нитки, бисер, ткань)

·         технику исполнения орнамента (виды и подвиды игольного плетения; виды бисерной вышивки)

·         форму узора/орнамента (или можно сказать - стилистика орнамента)

·         направление основных линий, составляющих орнамент

·         обработку краев изделия

·         присутствие/отсутствие смешения материалов/техник/стилей/окончательной обработки

                 (может быть,  что-то и упущено)

  Ну вот, пожалуй, основные добавления к  тексту.

  Есть пара досадных ошибок, частью возникших из-за вышесказанного, частью  из-за недостатка информации.

  На фотографиях, иллюстрирующих статью, видны следующие нетипичные для сиу моменты (хотя текст прямо говорит обратное):

·         оставленный незашитым задник мокасина (№№ 10, 11);

·         язычок, выкроенный из одного куска вместе с верхом мокасина (№ 9).

 

 Некорректным можно назвать сравнение №№ 21, 22 (которые принадлежат типу «с боковым швом» и относятся, несомненно, к 1830–40 годам) с поздними мокасинами резервации Форт-Бертольд (1880-90-е года).

Что касается т.н. «тапочек» с «цветочным» орнаментом, распространившихся среди земледельцев Верхнего Миссури где-то во второй половине XIX века, то они явились результатом влияния появившихся в то время на Миссури «адекватных» (в смысле, мирных) санти с востока и метисов, как сиуязычных, так и других (алгонкиноязычных, например), среди которых подобное новшество встречается чуть ли не с начала XIX века (а может быть и ранее). Интересно, что наибольшее распространение «тапочки» получили среди арикара. Впоследствии эту форму обуви и стиль украшения «подхватили» и манданы с хидатса, но уже зачастую с использованием «цветочных» орнаментов черноногих (1880-1920-е года).

 Есть еще одно уточнение. Мокасины под № 1 являются плодом хоббисткого творчества. Таких мокасин нет ни в музейных, ни в частных коллекциях. Мастер здесь продемонстрировал не часто встречающееся явление – совместное использование бисера и этой техники игольного плетения. На ПИСе (PIS, Plains Indian Seminar), где собственно и были «обнародованы» эти мокасины, автор сам об этом говорил, выставляя их как результат своего творчества, мастерства и умения. Этот человек – лицо очень уважаемое и значительное среди хоббистов Германии. В оправдание автора статьи скажу, что, сохраняя картинку, достаточно сложно не забыть впопыхах оставить в подписи необходимую информацию – сам порой попадался. Так что в этом деле нужно внимание и двойная (а иногда им тройная-четвертная и так далее) проверка.

 

Спасибо за внимание и удачи в дальнейших исследованиях!

Последнее обновление ( 31.03.2010 г. )
 

Комментарии 

 
+2 # Thathanka 2010-04-01 06:27 Глеб, спасибо за комментарий!
Он, как мне кажется, ни в коей мере не умаляет труд, проделаный Видасом, а обстоятельно дополняет его!
Спасибо!
Цитировать
 
 
+1 # OlgaPak 2010-04-01 09:09 Большое спасибо, Глеб. Очень интересные дополнения. Хочется высказать своё некомпетентное мнение по некоторым вопросам.
1. Поскольку в музейных коллекциях, исторических справках и тд. довольно часто встречаются упоминания арикара, манданов и хидатса совершенно отдельно и независимо друг от друга, то почему бы не рассматривать предметы их быта и одежды вне совокупности ТСП? Несмотря на совместное проживание и неизбежные заимствования, всё же эти племена не сразу стали называть себя одним названием, и каждое из них в течение некоторого времени сохраняло присущие только им характеристики, о чём и пишет автор статьи. Насколько я поняла, именно это и является предметом интереса Hutsy.
2. Всё-таки трудно утверждать однозначно, что пришлые племена всегда перенимали материальную культуру тех, кто жил в том или ином районе раньше них, а не наоборот. Скорее всего, заимствования происходили с обеих сторон, многое зависело и от харизматичности стиля. Твой же пример с пайпбэгами сиу и тапочками "адекватных" санти - арикара, манданы и хидатса переняли тапочки у санти, а не наоборот.
3. Также не вижу причин, по которым автор не мог бы классифицироват ь мокасины по орнаментам, если именно это его интересует. С тем, что классификация по выкройкам первична, в статье нет никакого конфликта. Тем более, что «Чётко оформившееся мнение, что украшение (орнамент, рисунок, вышивка, орнаментальные прорези) следует форме выкройки, и расположению швов» - насколько я поняла, всего лишь мнение. Есть множество примеров того, что в разных племенах к декорированию относились по-разному – где-то закрывали шов, где-то нет, и не всегда вышивка следовала форме выкройки и была продиктована необходимостью. Вероятно, иногда вышивка была продиктована традицией, мифологическими или сакральными представлениями , которые у племён даже одного региона могли существенно различаться. Ну и помимо, могли существовать также собственные представления о том, что красивенько, а что нет.)) Иначе можно было бы утверждать, что все мокасины, имеющие, например, выкройку с пришивной подошвой, украшены одинаково.
Заранее извиняюсь, если я что-то не так поняла. Ещё раз спасибо за интересное углубление в тему.
Цитировать
 
 
+2 # мато сапа 2010-04-02 14:36 Как всегда ,Глеб дотошен и ювелирно точен в датах , источниках , анализе. Отличный пример аргументированн ого спора по интересующему вопросу! Всегда с удовольствием жду твоих исследований! Цитировать
 
 
# Hutsi 2010-04-22 13:34 "Мокасины под № 1 являются плодом хоббисткого творчества. Таких мокасин нет ни в музейных, ни в частных коллекциях."

Да, не углядел. Действительно хоббисткое творчество, но очень похожие стоят в музее Шеридан в Вайоминге. Автор фото Черепаха. http://cs4908.vkontakte.ru/u11861946/107652529/x_6ad28d98.jpg
Цитировать
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »

Авторизация

Copyright © 2018 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional