Случайное изображение


Москва 2012 Контест

Новости arrow История и этнография arrow Переводы arrow «Мокасины индейцев Великих Равнин с декорированными подошвами»
«Мокасины индейцев Великих Равнин с декорированными подошвами» Печать
Автор Filin   
01.11.2010 г.

10_magazine_cover.jpg Richard A. Pohrt

(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)

        Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.

    Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза. Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев. 03_page_34.jpg
    В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные», «свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так называться.
    Наиболее преувеличенное название – «церемониальные». Оно употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов (вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2 детские мокасины.
    Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в Земли Счастливой Охоты. Виной тому – Голливуд, хотя это берёт начало в более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин, представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие мокасины с декорированными подошвами.
    04_page_35.jpg Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю, что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации, чтобы народ поверил в своё будущее.
     Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами, предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок, вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей, сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для женщин и короткие штанишки для мальчиков.
 Отличительная черта искусства sioux того времени – это полностью расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья, детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные) чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
   Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь, как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin, представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).
     Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории: образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в резервации)… 05_page_36.jpg
 Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны. Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud. По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
    Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2, крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
     06_page_37.jpg Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой. Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком, сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО № 3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа). Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается на множестве предметов и может помочь в определении их возраста. Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО № 7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она может быть ошибочной.
     07_page_38.jpg Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО № 8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного (фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
08_page_38.jpg     Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна (ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника на верху мокасин – это applique, использованы и сухожилия, и нитки (хлопок). Орнамент – стилизованный цветочный. На подошвах геометрический орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем смешанное влияние.
    Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в 1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану. Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто использовался стеклянный fine-cut бисер.
    В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4 мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap. Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и сухожилия, и нитки (хлопок).
 Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.
 
(Перевод Филина, 2010 год)

 

Тексты к фотографиям:  
 

  1)      Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).

2)      Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.

3)      Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.

4)      Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.

5)      Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.

6)      Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.

7)      Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.

8)      Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.

9)      Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.

Последнее обновление ( 02.11.2010 г. )
 

Комментарии 

 
+3 # tim 2010-11-02 09:17 Спасибо Филин за прекрасный перевод. Цитировать
 
 
+1 # OlgaPak 2010-11-02 09:26 Мне кажется, я впервые вижу мокасины с потёртой бисерной подошвой, и как эти глупые торговцы, тоже думала, что в них невозможно ходить, а вышивают их, чтобы было красиво сидеть.)) Спасибо, Филин. И так приятно через предложение читать слово sioux)))) Цитировать
 
 
+2 # Thathanka 2010-11-02 13:43 Большое спасибо, Филин! Цитировать
 
 
+3 # Выдра 2010-11-02 15:08 Огромное спасибо за интересный материал. Цитировать
 
 
+2 # Hutsi 2010-11-02 15:33 Очень интересно. Спасибо! Цитировать
 
 
+1 # Crow Dance 2010-11-02 21:12 Статья,конечно, интересная,но неточная. Подобные мокасины были и у шайеннов,и у арапахо. На ш-а форуме я выкладывал небольшую статейку Майка Костельника на эту тему,где даётся совсем другое объяснение изготовлению подобных мокасин.
Но перевод данной статьи - выше всяких похвал. спасибо,Филин.

Ну отлично,если Юра заговорит. Много нового узнаем. Он мне уже однажды утёр нос со стоуни и ассинибойнами,я не против повторения.
Цитировать
 
 
# OlgaPak 2010-11-02 18:46 Кинь ссылочку. Не, я так поняла, что автор не утверждает, что у других не было, а просто ему кажется, что идея принадлежит сиу, и именно их мокасин в коллекциях больше Цитировать
 
 
+1 # FieryLittleBee 2010-11-02 20:40 А если сейчас еще и Юра заговорит о подобных мокасинах у асинибойнов, то ты, Crow Dance, услышишь еще пару причин, когда изготавливаются мокасины с вышитой подошвой, совсем отличные от причин сиу и шайенн.
Филин! МОЛОДЕЦ. У себя на сайте чего ее не выложил????????
Цитировать
 
 
# Crow Dance 2010-11-02 21:15 http://cheyenne-arapaho.ru/forum/index.php?showtopic=119

Да вот,собственно. Просто мнение Костельника мне кажется более закономерным.
Оль,а я и не говорил,что автор утверждал,что только у сиу были подобные мокасы. Просто про шайеннов и арапахо он ниичего не упомянул.Вот я и восстановил справедливость.
Цитировать
 
 
# OlgaPak 2010-11-02 22:03 Справедливость прежде всего)) Цитировать
 
 
# Wampum 2010-11-03 02:07 Цитирую FieryLittleBee:
А если сейчас еще и Юра заговорит о подобных мокасинах у асинибойнов

картинка 4 уже говорит об этом
Цитировать
 
 
+1 # Ножик 2010-11-02 22:14 не знаю,по-моему ходить в мокасинах с расшитыми подошвами всё равно что ездить на бмв-715 куда-нибудь на болото за клюквой))
опять же бисер стоил довольно дорого- где они,несчастные и голодные,согнан ные со своих земель,утративш ие бизонов,брали в таких количествах?Вместо рационов получали?
Цитировать
 
 
# OlgaPak 2010-11-02 22:58 Не, вместе с рационами.)) Резервационный период самый "пёстренький и ушитый". Насколько я понимаю, правительство было заинтересовано в том, чтобы занять индейцев в основном ремёслами, поскольку делать им больше было уже нечего. В любом случае, за этот бисер от них получили гораздо больше. А вообще согласна - как это, расшить подошву и пойти чисто погулять)). Цитировать
 
 
+1 # Filin 2010-11-03 07:34 Спасибо, как говорится, на добром слове. У себя не стал размещать потому, что готовлю статью М.Каудри по мокасинам Арапахо, Лакота и Чейеннов. А то все статьи про мокасы будут… Цитировать
 
 
+2 # мато сапа 2010-11-03 21:26 Ножик:"опять же бисер стоил довольно дорого- где они,несчастные и голодные,согнан ные со своих земель,утративш ие бизонов,брали в таких количествах?Вместо рационов получали?" Ножик возможно ты не сталкивался с такой инфлрмацией . что агент резервации сиу , (не уточняю) включал огромные поставки бисера , для индейцев , как стимул для поддержания их благосостояния , в определённый период, что в последствии не понравилось правительству , так как политика по превращению индейцев в земледельцев или ремесленных рабочих,не работала , а индейцы жили неплохо и за счёт бисерных вещей , продаваемых всем кто только хотел приобрести эти вещи. Впоследствии поставки прекратили и благосостояние сиу резко упало, как и мастерство вышивальщиков, не восстановившеес я поныне… Цитировать
 
 
# Ножик 2010-11-04 00:52 не,с такой информацией не сталкивался..предлагаю еще одну версию- бисером их снабжали сами коллекционеры,п од конкретные проекты,которые потом покупали у них. Цитировать
 
 
+1 # OlgaPak 2010-11-04 13:36 Не, почему бы и нет, только точно существовала правительственн ая программа, причём это касалось не только сиу, естестно. Частным образом невозможно было бы обеспечить такое количество вышитых целиком люлек, жилетов и тд, а мы знаем, что это именно резервационный период, и всё это великолепие на фотографиях надето на самих индейцев Цитировать
 
 
# Filin 2010-11-04 18:52 Цены на бисер Нью-Йоркской фирмы "Geisse & Korkhaus" на декабрь 1839 года:
Обыкновенный (простой) бисер, маленьких размеров, белый, красный, чёрный, жёлтый, зелёный - 30 центов за фунт.
Fine-бисер, или мокасиновый, рубиново-розовый, alabaster белый, пурпурный, нежный синий и т. д - 75 центов за фунт.
Зерно-бисер, в зависимости от цвета, от 5 до 16 центов за связку из 12 небольших нитей.
Интересно было бы соотнести тогдашний доллар к нонешнему.
Цитировать
 
 
+1 # Hutsi 2010-11-05 11:50 Знакомый нумизмат говорит, что во второй половине 19 века средний американец мог прожить на 0,95- 1,25 доллара в день, то есть, в месяц требовался заработок от 28 до 38 долларов. В первой половине: 0,7-1 доллар в день или 21-30 долларов в месяц. Цитировать
 
 
+1 # hodok 2010-11-28 22:32 В Оклахоме, агентом Шайеннов-Арапахо тоже поощрялась вышивка мокасин и этот бизнес был хорошо поставлен.

Здесь бы я пошукал http://www.highbeam.com/search/?searchTerm=Moccasins&searchType=Article ,да только регистрация платная.
Цитировать
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

« Пред.   След. »

Авторизация

Copyright © 2018 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional