Random Photos


капчик3

News arrow News arrow Коллекция Джаспера Гранта. Норман Федер
Коллекция Джаспера Гранта. Норман Федер Print
Written by Павел   
Понедельник, 22 Сентябрь 2014
There are no translations available

В предместье Торонто, в музее Мак Майкла, в Клейнбурге (провинция Онтарио) 14 октября 1984 года открылась выставка «Узоры Силы»(Patterns of Power).  Выставка представляла малоизвестную коллекцию из Национального музея Ирландии собранную полковником Джаспером Грантом, который служил в Канаде в 41м полку с 1800-1809 гг. Выставка была задумана, организованна и проведена Рут Блисс Филлипс, которая так же являлась автором каталога по данной выставке. Мы все должны быть в долгу, благодарить доктора Филлипс и музей Мак Майкла, за открытие этой важной коллекции широкой публике.

Джаспер Грант уехал в Сент Джон(Нью Брансуик) летом 1800 года и был приписан к гарнизонам Сент Джона и Квебека на протяжении двух лет. Затем он служил командующим форта Джордж, с 1802 по 1803,и был направлен туда ещё раз с 1805 по1806. В 1806м он был командующим гарнизона форта Малден (в Амхерстбурге), около Детройта, где и оставался до своего отъезда в 1809 году. Грант был военным командиром, не связанным непосредственно работой с аборигенами, тем не менее, он смог собрать значительную группу индейских реликвий которые привёз в Ирландию. Коллекция перешла от его вдовы к его дочери Изабелле Асшер, а затем к её сыну Роберту Асшеру. Роберт подарил эту коллекцию Национальному Музею Ирландии в 1902 году. Где она известна под названием «Коллекция Асшера».Изначальный подарок Асшера насчитывает 59 объектов, каталожные номера (1902.307-1902.366), но данный номер включает пять нитей вампума, два наконечника стрел, и некоторые парные объекты, такие как подвязки или браслеты, которые учтены как два объекта. Каталог музея МакМайкла, «» перечисляет пятьдесят два объекта в коллекции Гранта, включая одну «сумку (кошелек)» (№52) который не был забран из Дублина из-за плохого состояния. Выставка «Узоры Силы» так же включала в себя десять других объектов из коллекций Национального музея Ирландии, большинство из которых  были подарены Дублинскому Королевскому обществу в девятнадцатом веке. И тридцать один дополнительный предмет из канадских коллекций, замечательно дополняющий выставку. В дополнении, как каталог, так и выставка были усилены репродукциями скетчей, акварелей и гравюр того времени. Джонатан С.Н. Кинг одолжил 12 предметов из коллекции Гранта для своей выставки «Птица грома и Молния», которая была открыта в 1982 году в Музее Человечества. Он предоставил эти объекты со своей выставки для того, чтобы вся коллекция Гранта могла целиком быть выставлена в Канаде. Это случилось впервые, коллекция Джаспера Гранта вернулась в Северную Америку после того, как была вывезена Грантом в 1809 году. Коллекция Гранта содержит несколько уникальных объектов, таких как поясная сумка, украшенная фальшивой вышивкой лосиным волосом  (Рис. 1),подвязки с аппликацией на краях (Рис. 3), леггины с передним швом из крашенной в черный цвет кожи (Номер по каталогу №3), и перьевая «коленная бахрома» (номер по каталогу 29).

grant1.jpg

Рис.1. Поясная сумка.28.5x11.5см. (без конусов с ворсом). Вероятно единственный экземпляр поясной сумки с центральным разрезом декорированный «фальшивой» вышивкой лосиным волосом. В каталоге проходит как [Виандоты?] NMI. Cat №.1902.321

grant2.jpggrant3.jpg

  Рис.2.Подвязки.45.5х10.5 см и 47х12 см. Среди многих нитяных подвязок эти уникальные экземпляры декорированы понизу аппликацией из шёлка. NMI Cat №1902.316-317 и 1902.318-319

 

grant4.jpg

Кат.№3. Леггины. Центральные Великие Озёра.1800-1809.
Окрашенная в чёрный цвет кожа; красный, зелёный, жёлтый и белый шёлк с полушёлковой тканью в уточный рубчик; коммерческая нить. Длина 86.5см. NMI 1902.309

  Одной из важных сторон коллекции Гранта является тот факт, что она заполняет определенный временной период задокументированной истории коллекций региона Великих озер.  Некоторые коллекции были собраны в области Детройта во время Американской революции, но это вероятно единственная задокументированная коллекция периода 1800-1810 годов. У нас нет никакой документации по племенному происхождению или использованию, как и практически для каждой ранней коллекции. Единственными имеющимися данными являются имя коллекционера, время собрания коллекции и географические места, где Грант проживал. Д-р Филлипс предоставила список индейских племен вокруг форта Малден в 1806 году:

Наиболее многочисленны Чиппева (Оджибве), затем по убыванию численности Шауни, Оттава, Потаватоми, Виандоты, Манси-Делавары, Минго (Огайские Сенека), Нантикоки, Делавары, Мапписсаки (Миссисауга?), Чероки, Майами, Фоксы и Могавки. В предыдущий год группа Кикапу и индейцев «Миссури» посещали форт. Локальные группы Потаватоми, Оттава и Оджибве чьи вожди имели практически постоянный контакт в Грантом. Так же практически постоянно там проживала группа Виандотов, подгруппа Гуронов, которая разделилась на две части во второй половине 17 века, у которых была постоянная деревня на острове Буи Блан напротив резиденции Гранта. (Филлипс 1984:40).

Грант по-видимому избегал коллекционирования объектов выполненных полностью или в большей степени из торговых материалов, предпочитая покупать напротив объекты, не имеющих следов европейского влияния. В коллекции нет суконных вещей, нет украшений из серебра, но подвязки из шерсти с аппликацией были вероятной для Гранта достаточно индейскими. Коллекция содержит несколько объектов, которые обычно ассоциируются с индейцами кри Красной Реки. (Номера каталога №11,14, 22, 36) которые Грант, вероятно, купил у западных трапперов или торговцев, посещавших Амхерстбург.

grant5.jpg

Кат№.11.Сумка.
Метисы-кри Красной реки, аппликация шёлком, декорирование иглами дикобраза, станочная техника плетения, синяя и чёрная шерстяная ткань, белый и полупрозрачный  голубой бисер. Нить из растительных волокон.
24х16.4 NMI 1902.320

grant6.jpg

Кат№.36.Мокасины
[Кри] Кожа, между отворотами вшиты полосы синей и красной шерстяной ткани.
Декорированы иглами дикобраза, голубой, красный и натуральный белый. «Простая - линейная» и техника «зигзаг». Сухожилья. Местами есть следы красного пигмента.
Дл.25см. NMI 1902.346


Поскольку Грант приобретал вещи у индейцев, как на Ниагаре, так и в Армхестбурге, а также получал предметы извне этой области (кри), невозможно определить племенную принадлежность образцов в этой коллекции с какой-либо степенью уверенности. Записи каталога организованы профессионально и включают в себя: размер, материалы, номер каталога Национального Музея Ирландии, ссылки на похожие объекты и краткие описания. В большинстве случаев племенная принадлежность просто указанна как: Восточные великие озера, западные великие озёра; но иногда названия племён предполагаются, указанны в квадратных скобках, обычно со знаком вопроса.

 

Предполагаемые названия племён базируются на племенной принадлежности похожих объектов, и доктор Филлипс благодарит Теда Брассера этнолога национального музея человека в Оттаве, за его помощь в данной области.

Сама выставка выполнена в 2х секциях. Организована маленькая область, которая пытается показать европейское влияние на индейское искусство. Эта часть содержит: весло, деревянный черпак, цветочные мокасины и нити вампума, (из колл. Гранта).
В дополнении к некоторым образцам, не принадлежащим к его коллекции.

grant7.jpg

Передник? 75х60 см. Другой пример уникальных объектов на выставке. Не является объектом Грантовской коллекции.
Был подарен музею Королевским Дублинским Обществом до 1880г. По каталогу проходит как [Гуроны?]
NMI 1880.1892

Большая область предназначена для иллюстрации основной темы выставки и каталога, а именно – символизм дизайна индейцев Великих Озёр. Как сказано в пресс релизе музея МакМайкла, основной целью выставки является: продемонстрировать насколько духовная жизнь придавала импульс, оживляла, существование коренных народов региона Великих Озёр, а так же исследовать иконографию, которая отражает эту духовную жизнь. Человек, читающий каталог, посещающий выставку и читающий подписи, уйдёт под впечатлением, что все дизайны используемые индейцами имеют символическое значение. Как только вы заходите на выставку, вам предлагают взять лист, на котором указанны некоторые дизайны и их значения (рис 4). Типичная подпись (в данном случае относящаяся к номерам каталога 12,73,93 см рис 1) утверждает:

Узоры, которые здесь представлены, содержат элементы, которые представляют различных маниту, «корончатая» линия связана с духовной силой подводной пантеры, а треугольники относятся к силе птиц грома.

 

Символика узоров по Рут Филлипс.

tabl1.jpg

tabl2.jpg

tabl3.jpg

tabl5.jpg

tabl6.jpg

tabl7.jpg

Птица Грома

Сердце (жизненная сила) Птицы Грома

Гром и молнии из глаз Птицы Грома

Водяные монстры и Подводные Пантеры

Водовороты, проходы к домам Подводных Пантер

Волны, вызванные рассекающим взмахом хвоста Подводных Пантер

 

Обратите внимание, что этот ярлык представляет символизм дизайна как факт, а не как возможность. Мне трудно понять, почему столь объективные по отношению к проблемам племенной принадлежности профессионалы, могут быть настолько субъективны относительно символического значения геометрического дизайна. В настоящее время, как среди археологов, так и среди историков искусства наблюдается тенденция во всем искать глубоко скрытый смысл, что является совершенно ненаучным подходом. Рассматривая значение элемента дизайна, методология в первую очередь использует такие выражения, как: возможно, вероятно, может быть или иногда. Только в самом крайнем случае, высказывание представляется как факт. Оцените следующую цитату:

       «Среди множества видов искусства Великих Озер просматривается тенденция к крайней стилизации форм. В некоторых случаях эта тенденция выражается в абстрактной и символической форме образа. В одном и том же произведении искусства многочисленные изображения маниту варьируют от наглядных образов редуцированных до минимализма простых геометрических форм. Например, в узорах из игл дикобраза и плетениях наряду с ясными изображениями Птицы Грома часто присутствуют более мелкие фигуры в виде песочных часов. Хотя для носителей культуры эти формы будут узнаваемы как стенографические образы маниту, они не так легко распознаваемы для современного зрителя.»

       Некоторое количество сумок на выставке демонстрирует тенденцию к абстрактному символическому изображению. Две продолговатые сумки имеют внизу плетеные вставки из игл дикобраза, содержащие формы в виде песочных часов, которые, как мы видим, вероятно, представляют собой упрощенные изображения Птицы Грома. Квадратная кожаная сумка в коллекции Гранта имеет, в свою очередь, вышитые иглами дикобраза мотивы, напоминающие Рогатых змей – спутников Подводной Пантеры (Филипс 1984:27; см. Рис. 2,7).                                                                                          

grant9.jpggrant_last.jpg

Рис.7. Мешок.59х16 см.  «Сетчатая»  обмотка иглами дикобраза. См текст дискуссии по поводу символизма  этого узора. Др. Филлипс думает, что эти узоры в виде песочных часов «упрощённые Птицы Грома».
(1984: 42). NMI 1902.324.

Рис.2.Сумка. 28.5х25.5 см. Окрашенная в черный цвет кожа. Декорирована иглами дикобраза. Плетеная перевязь из шерстяных нитей. См в каталоге дискуссию по этой сумки (стр. 42). «Нет никакой другой известной квадратной сумки отображающей  подобный мотив. Это возможно является стилизованным изображением Рогатых змей спутников Подводной Пантеры». NMI 1902.322.

Д-р Филлипс в восторге от фразы «мы видим», которую в своем каталоге она употребляет, по крайней мере, одиннадцать раз на трех страницах (стр. 27-29). Я не говорю, что форма в виде песочных часов не изображает Птицу Грома, потому что это часто случается. Я предполагаю, что форма в виде песочных часов не всегда изображает Птицу Грома, а может быть декоративным рисунком. Нам всем следует быть более внимательными в приписывании значений формам дизайна, особенно если мы не можем подтвердить это значение. Д-р Филлипс доводит понятие символического значения до крайности, утверждая, что даже растительный дизайн символичен: «Растительные узоры стали доминировать в искусстве Великих Озер в конце девятнадцатого века. Часто упоминается, что место происхождения этого стиля – Европа. Представленная на выставке пара мокасин начала девятнадцатого века, украшена растительным орнаментом, связанным с растительными мотивами на весле Гранта и с традиционными верованиями о сверхъестественной силе некоторых растений. Растительный дизайн состоит из центрального солнечно/цветочного мотива, состоящего из центрального креста, обведенного пятью концентрическими кольцами с проекционными лучами. Многие элементы такого дизайна сейчас знакомы нам, как эмблемы космической силы – четырехсторонний крест, концентрические кольца и ореол света, как символ маниту, появляющихся в видениях. Кажется весьма вероятным, что традиционные растительные узоры Великих Озер имеют силу маниту, контролируемую хозяевами предметов с данными узорами, также как это происходит с изображениями могущественных животных. Это предположение допускает, что даже сильно стилизованные узоры из игл дикобраза на паре мокасин из Коллекции Гранта могут иметь сверхъестественное значение для своих хозяев (Филлипс 1984:30)».

       Чтобы быть честным по отношению к д-ру Филлипс, следует отметить, что она употребляет уточняющие  определения, которые я выделил курсивом в приведенной выше цитате. Однако, после прочтения данной цитаты создается впечатление, что растительный дизайн не может иметь символическое значение, а имеет его.

       Частью соглашения о предоставлении материалов для выставки «Узоры Силы» Национальным Музеем Ирландии была доступность коллекции для исследователей. Любой человек, заинтересованный в изучении экспонатов коллекции, должен был связаться с Музеем МакМайкла для обсуждения подробностей и определения дат посещения.

 

Перевод: Павел и Ольга Фирсовы, при участии Д.Савостина. Москва 2013год.

Last Updated ( Четверг, 25 Сентябрь 2014 )
 
Next >

Авторизация

Copyright © 2017 Pow Wow Spb.  Our site is valid CSS Our site is valid XHTML 1.0 Transitional